Представления об опасности или безопасности окружающего мира являются установками восприятия, и можно рассмотреть их 2 вида:
Эти установки формируются в возрасте от рождения до 1−1,5 лет под влиянием эмоциональной атмосферы в семье и удовлетворения базовых потребностей ребенка.
Если в семье доминируют спокойные и позитивные эмоции, а потребности ребенка достаточно быстро удовлетворяются, то у ребенка формируется представление о безопасности мира. Во взрослом возрасте он будет склонен считать нормой состояние спокойствия и стремиться к нему, как к идеалу.
А если в семье доминируют тревога и негативные эмоции, а также потребности ребенка не удовлетворяются и он вынужден привыкать к собственным негативным эмоциям, то у ребенка формируется представление об опасности окружающего мира. Такой ребенок привыкает жить с состоянием тревоги, и во взрослом возрасте он будет склонен генерировать её сам, если среда перестанет её подпитывать.
Беспечность — это представление о том, что окружающие нашу личность незнакомые объекты не представляют опасности. Беспечные не стремятся искать угрозы вокруг себя и в ближайшей перспективе. Для них мир безопасен, и они стремятся пребывать в комфортном и расслабленном состоянии. Они не готовы жертвовать своим физическим комфортом ради потенциальной безопасности, т.к. они и так чувствуют себя в безопасности. Но также возможные угрозы и риски не тревожат их, поэтому беспечные склонны даже в рисковой и опасной ситуации сохранять расслабленность. Поэтому беспечные больше предусмотрительных любят экстремальные виды досуга. Они также более спонтанны по жизни и легко переживают отмену или изменение планов. К беспечным относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭИЭ; ЛСИ; ЛИЭ; ЭСИ; ИЭЭ; СЛИ.
Предусмотрительность — это представление о том, что окружающие нас незнакомые объекты могут нести для нас угрозу. Предусмотрительные привыкли жить в небольшой тревоге и при её отсутствии они её пытаются создать самостоятельно. Поэтому у предусмотрительных повышенная личностная тревожность. Чтобы справиться с тревогой, они разворачивают возможные сценарии будущих событий, планируют будущее, а также готовятся к нему материально и эмоционально. Поэтому когда что-то идет не по плану, их это раздражает и выбивает из колеи. Они стремятся держаться подальше от экстрима, потенциальных опасностей и любого намека на риск. Ради ощущения безопасности предусмотрительные готовы потерпеть физический дискомфорт. К предусмотрительным относятся типы: ЭСЭ; ЛИИ; СЛЭ; ИЭИ; СЭЭ; ИЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.
Рассудительность — это представление, что люди не несут в себе угрозы. Соответственно, рассудительные при взаимодействии с людьми чаще выбирают стратегию самораскрытия. Они показывают себя настоящего, не стесняясь делиться с незнакомцами всеми подробностями своей жизни. Цель этой стратегии — показать собеседнику свою безопасность и доверие человеку. Рассудительные осуждают демонстрацию насилия, силы, статусов, регалий и попытки показать себя лучше, чем ты есть на самом деле. К рассудительным относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭСЭ; ЛИИ; ИЭЭ; СЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.
Решительность — это представление, что люди и общество опасны. Человек человеку волк — это их мировоззрение. Соответственно, решительные при взаимодействии с людьми чаще выбирают агрессивную стратегию (хищник). Они прячут себя настоящего, все что может повредить впечатлению других людей о них. Вместо этого они демонстрируют силу, защищенность, социальный статус, престиж и влияние. Цель — этой стратегии показать незнакомому человеку, что меня нельзя трогать, я опасный, я защищенный. Решительные осуждают демонстрацию слабостей, недостатков и личных особенностей. К решительным относятся типы: СЛЭ; ИЭИ; ЭИЭ; ЛСИ; СЭЭ; ИЛИ; ЛИЭ; ЭСИ.
Представления об организации окружающего мира являются установками мышления и можно рассмотреть их 2 вида:
Эти установки формируются в возрасте от 1−1,5 лет до 2,5- лет под влиянием организации быта в семье, и тому, как ребенок эту среду принимает.
Если в семье присутствует жесткая дисциплина, существуют четкие неизменные правила и порядок, а семейные ресурсы четко равномерно распределяются, то у ребенка формируется представление, что мир организован и справедлив. Во взрослом возрасте он будет склонен считать нормой четкую организацию и дисциплинированность, а хаос и несправедливость — аномалией, которую необходимо устранить.
А если в семье нет дисциплины, правила меняются в зависимости от настроения родителей, а ресурсы распределяются между членами семьи как придется или являются общими, то у ребенка формируется представление, что мир хаотичен. Во взрослом возрасте он будет склонен считать такой хаотичный и не всегда справедливый уклад жизни нормой, а четкие правила и дисциплину — лишними и бесполезными.
Уступчивость — это представление, что общество хаотично. Уступчивые поэтому ценят взаимовыгодное сотрудничество, доверительные отношения. Они очень чувствительны к неуважению, к отказу от сотрудничества и не готовности поступиться собственными принципами, настроением. Они легко и достаточно инструментально относятся к законам, правилам и договоренностям, что позволяет им гибко перестраиваться и адаптироваться при их изменении. К уступчивым относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; СЛЭ; ИЭИ; ЛИЭ; ЭСИ; ЛСЭ; ЭИИ.
Упрямство — это представление, что общество организовано. Упрямые поэтому ценят четкие однозначные правила, четкое соблюдение договоренностей. Они очень чувствительны к нарушению условий, правил и собственных принципов. Они готовы отказываться от выгодных проектов, сотрудничества, отношений, если те нарушают их принципы или портят им настроение. При этом они достаточно гибки в вопросах отношений, доверия к людям и неуважению с их стороны. К упрямым относятся типы: ЭСЭ; ЛИИ; ЭИЭ; ЛСИ; СЭЭ; ИЛИ; ИЭЭ; СЛИ.
Субъективизм — это представление, что общество должно быть организовано справедливо. У субъективистов повышенная чувствительность к несправедливости. Любая несправедливость порождает у них недовольство, в т. ч. когда кто-то использует существующую систему организации общества в своих личных целях. Они хотят изменить организацию общества таким образом, чтобы подобные несправедливости больше не повторялись. Им очень тяжело сдерживать негативные эмоции, возникающие в результате когнитивного диссонанса, и поэтому они толерантно относятся к выплескиванию негатива и протестам по отношению к организации общества, власти, государства и т. д. Субъективисты любят фантазировать и рассуждать об идеальном государстве, идеальном обществе. Это помогает им сублимировать их эмоции от когнитивного диссонанса. Для субъективистов важна открытость мотивов, и они осуждают корыстные мотивы и любые действия, в результате которых появляется несправедливость. К субъективистам относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭСЭ; ЛИИ; СЛЭ; ИЭИ; ЭИЭ; ЛСИ.
Объективизм — это представление, что общество должно быть организовано хаотично, т. е. так как сложилось естественным путем. Объективисты принимают текущую организацию общества и государство как данность. У них не возникает когнитивного диссонанса на несправедливость. Они в принципе понимают справедливость не глобально, а частно, т. е. собственные действия, чтобы восстановить справедливость для себя в существующей системе организации общества. Объективисты попадают в когнитивный диссонанс от чужих негативных эмоций, недовольства системой и протестов. Они стремятся табуировать недовольство и протесты против системы общества, направив недовольных достигать успеха по установленным системой правилам. К объективистам относятся типы: СЭЭ; ИЛИ; ЛИЭ; ЭСИ; ИЭЭ; СЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.