Горизонтальные блоки

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.

Блок ЭГО

Блок ЭГО составляют базовая и творческая функции, а значит они ценностные, ментальные и сильные. Это то, что мы осознаем, держим в голове, работаем по ним и хотим работать по ним. Это наши способности, по ним вы воспринимаем мир и изменяем его, выступаем в качестве экспертов с позиций: я знаю, как надо, могу рассказать и научить.

Речь людей наполнена словами аспектов этих функций примерно на 60-70%. Слова аспектов блока ЭГО озвучиваются уверенно в связках со словами: «Я могу», «Я уверен», «Я знаю». По блоку ЭГО человек уверенно говорит «я», а не «меня». По аспектам блока ЭГО человек говорит в различных проявлениях (метафоры, синонимы), имеет широкое многообразие словарного запаса по этим аспектам.

1-я функция, она же базовая или программная

1) Это оценочная функция, т.е. она дает постоянные оценки, однозначную информацию по своему аспекту. Например, бить людей плохо всегда, независимо от ситуации.
2) Также базовая функция – инертная, т.е. она долго включается в обработку информации, но она глубоко прорабатывает информацию своего аспекта и накапливает опыт.
3) Также базовая является акцептной, т.е. она воспринимает информацию о мире, а соответственно акцептная функция ставит цель для продуктивной своего блока, в данном случае базовая ставит цель для творческой.

Резюме: Обобщая вышесказанное можно сказать, что человек по базовой функции осознает все, что происходит вокруг. Это то, как человек воспринимает мир, видит и понимает его. Опыт по базовой функции, в силу ее оценочности и ценности, формирует мировоззрение человека: что хорошо, что плохо. Человек является экспертом в области аспекта этой функции, т.к. он, благодаря акцептности и силы этой функции, способен видеть все грани этого аспекта, видеть полную картину ситуации, а значит ставить цели для изменения реальности. Осознанность проявляется в том, что человек держит в голове, обдумывает и говорит словами аспекта базовой функции. Но людям зачастую очень сложно отделить свое миропонимание и мировосприятие от всего остального и тем самым увидеть работу базовой функции.

2-я функция, она же творческая

1) Эта функция ситуативная, т.е. она выдает информацию по аспекту адекватную ситуации, для этой ситуации вот так, а для этой вот эдак. Например, людей бить нельзя, но в этом случае они плохие, значит можно.
2) Также творческая контактная, она очень быстро включается в работу, т.е. как только появляется информация по ее аспекту – она сразу готова ее принимать. Но у контактных функций есть и другая сторона медали – неглубокая проработка аспекта, они поверхностно воспринимают информацию по своему аспекту.
3) Также творческая – продуктивная функция. Она изменяет информацию, которая к ней поступает, выдает продукт. Продуктивная функция выполняет задачи, которые ей ставит акцептная функция этого блока. В данном случае творческая работает по запросу базовой и для базовой.

Резюме: Контактность и продуктивность позволяют творческой функции быстро включаться в ситуацию, быстро реагировать на нее действиями. Сила и ситуативность позволяют не только использовать опыт, но и придумывать новые методы и способы действий по своему аспекту. Будучи ментальной и ценностной функцией человек склонен много говорить по аспекту этой функции, а также учить других. По аспекту этой функции человек больше всего критикует окружающий мир, т.к. она ментальная и контактная, т.е. быстро реагирует. Но эта критика является конструктивной, т.к. по творческой человек может предложить свой вариант решения в силу ее продуктивности.
В силу того, что функции блока ЭГО очень вариативны в словарном запасе своих аспектов, мы не приводим примеры фраз с этого блока. Вместо этого мы приводим зоны экспертной оценки каждого ТИМа и области его творчества.

ИЛЭ “Дон Кихот”: Экспертное мнение по вопросам: поиска возможностей, догадок, многозначности, изобретений, истины, смыслов, поиска вариантов. Творчество в вопросах теорий, принципов, закономерностей. Манипулирование причинно-следственными связями, правилами, пониманием. Критика нелогичности.

СЭИ “Дюма”: Экспертное мнение по вопросам: комфорта, уюта, здоровья, наслаждений, удовольствий, эстетики, сочетаемости цветов, дизайна. Творчество настроением. Манипулирование эмоциями, мотивацией, впечатлениями. Критика проявления эмоций.

ЭСЭ “Гюго”: Экспертное мнение по вопросам: эмоций, настроения, побуждения, мотивации, энтузиазма, эффектности, впечатления. Творчество в вопросах уюта, комфорта, удобства. Манипулирование ощущениями, вкусами. Критика по вопросам здоровья, дискомфорта.

ЛИИ “Робеспьер”: Экспертное мнение по вопросам: справедливости, анализа, классификаций, закономерностей, теорий, правил, мнений и принципов. Творчество в вопросах выбора оптимального варианта, возможности, смыслов. Критика идей, вариантов.

СЛЭ “Жуков”: Экспертное мнение по вопросам: силы, воли, формы, массы, территории, статуса, владения, лидерства, авторитета. Творчество в вопросах теорий, принципов, закономерностей. Манипулирование причинно-следственными связями, правилами, законом. Критика логичности.

ИЭИ “Есенин”: Экспертное мнение по вопросам: эволюции, истории, прогнозов, развития, предвидения, перспективы, времени эпох. Творчество настроением. Манипулирование эмоциями, мотивацией, впечатлениями. Критика проявления эмоций.

ЭИЭ “Гамлет”: Экспертное мнение по вопросам: эмоций, настроя, мотивации, нагнетания, переживаний, артистизма, решимости. Творчество в вопросах времени, создают традиции, манипулирование скоростью, темпом и ритмом. Критика умения управлять временем.

ЛСИ “Максим Горький”: Экспертное мнение по вопросам: закона, учета, контроля, инструкций, права, обязанностей, порядка, измерений, формальностей, расстояний, иерархии. Творчество в вопросах силового воздействия, давления. Манипулирование внешним видом, красотой, формой. Критика статуса, престижа.

СЭЭ “Наполеон”: Экспертное мнение по вопросам: власти, влияния, внешнего вида, красоты, цвета, лидерства, амбиций, престижности. Творчество в вопросах отношений с людьми. Манипулирование отношениями с людьми, к объектам, моралью, нравственностью, совестью.

ИЛИ “Бальзак”: Экспертное мнение по вопросам: последовательности событий, прогнозов, развития, стратегии, сроков. Творчество в вопросах технологий. Манипулирование ценой, способом деятельности. Критика действий.

ЛИЭ “Джек Лондон”: Экспертное мнение по вопросам: бизнеса, денег, выгоды, эффективности, цены, стоимости, целесообразности, предприимчивости. Творчество в планировании, управляют скоростью, временем, ритмом, сроками. Критика в управления развитием.

ЭСИ “Драйзер”: Экспертное мнение по вопросам: нравственности, морали порядочности, религии, привязанности, психологической дистанции, почтительности. Творчество в вопросах силового воздействия, давления. Манипулирование внешним видом, красотой, формой. Критика статуса, престижа.

ИЭЭ “Гексли”: Экспертное мнение по вопросам: поиска способностей, целостности, шанса, единства, чутья, смыслов, талантов, потенциала, идей. Творчество в вопросах отношений с людьми. Манипулирование отношениями с людьми, к объектам, моралью, нравственностью, совестью.

СЛИ “Габен”: Экспертное мнение по вопросам: комфорта, уют, качества, надежности, удобств, отдыха, гармонии. Творчество в вопросах технологий. Манипулирование ценой, способом деятельности. Критика действий.

ЛСЭ “Штирлиц”: Экспертное мнение по вопросам: технологий, умений, профессионализма, квалификации, производства, работы, рационализма, полезности. Творчество в вопросах уюта, комфорта, удобства. Манипулирование ощущениями, вкусами. Критика по вопросам здоровья, дискомфорта.

ЭИИ “Достоевский”: Экспертное мнение по вопросам: симпатий, чувств, совести, мировоззрения, привязанности, сострадания, терпимости. Творчество в вопросах раскрытия способностей, возможностей, потенциала. Критика талантов, смыслов.

Блок суперЭГО

Блок суперЭГО составляют ролевая и болевая функции. Они неценностные, энергозатратные и ментальные. Это то, что мы осознаем, держим в голове, работать по ним – энергозатратно для нас, и поэтому нам этого не хочется, но осознание аспектов заставляет нас работать по ним. Основная задача блока суперЭГО – социализация в обществе. Функции этого блока, как воспитывающий родитель, говорят человеку внутренним голосом, как не надо делать, ставят границы. Также этот блок называют совестью ТИМа.

Функции блока суперЭГО являются ментальными: слова аспектов этих функций входят в активный словарный запас человека. Нельзя утверждать, что человек по сильным функциям говорит больше слов, чем по слабым. Но функции этого блока все-таки слабые, а значит, словарный запас по их аспектам небольшой. Это проявляется в том, что человек, пытаясь донести мысль по аспекту, постоянно повторяет одно-два слова для его описания. Слова аспектов блока суперЭГО всегда идут в связке со словами-маркерами этого блока: надо, должен, пришлось, оказалось, мне кажется, случилось, обязан. Также маркерами этого блока является категоричность и различные жалобы по этим аспектам. Часто при вопросе на аспекты этих функций человек стремится переключиться, перескочить на более сильный блок и отвечать словами аспектов сильных функций. Большинство известных пословиц говорятся с блока суперЭГО, т.к. он оперирует чужим опытом для адаптации в социуме.

3-я функция, она же ролевая

1) Эта функция ситуативная, т.е. она требует, чтобы информация по аспекту была адекватна ситуации: для этой ситуации- вот так, а для этой – вот эдак. Например, людей бить нельзя, но в этом случае они плохие, значит – можно.
2) Также ролевая контактная, она очень быстро включается в работу, т.е. как только появляется информация по ее аспекту – она сразу готова ее принимать. Но у контактных функций есть и другая сторона медали – неглубокая проработка аспекта, они поверхностно воспринимают информацию по своему аспекту.
3) Также ролевая является акцептной, т.е. она воспринимает информацию такой, какой она поступает, без изменений, а соответственно, акцептная функция ставит цель для продуктивной своего блока, в данном случае ролевая ставит цель для болевой.

 

Резюме: Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что человек по ролевой функции осознает все, что происходит вокруг. Ролевая функция, обладая большим количеством норм и правил, как действовать в той или иной ситуации и являясь осознанной функцией, говорит нам, как надо делать, а как не надо. Именно она как воспитывающий родитель ставит рамки нашей деятельности, ограничивая блок ЭГО с целью адаптации в социуме. Когда мы оказываемся в новой обстановке или в новом коллективе, эта функция включается первой; оценивая обстановку, она выбирает необходимый шаблон и играет роль, необходимую для того, чтобы влиться в общество. Иногда это выглядит как хвастовство.

4-я функция, она же болевая или точка наименьшего сопротивления

1) Это оценочная функция, т.е. она требует постоянства оценок, однозначности информации по своему аспекту. Например, бить людей плохо всегда, независимо от ситуации.
2) Также болевая функция – инертная, т.е. она долго включается в обработку информации, но она глубоко прорабатывает информацию своего аспекта и накапливает опыт.
3) Также болевая – продуктивная функция. Она изменяет информацию, которая к ней поступает, выдает продукт. Продуктивная функция выполняет задачи, которые ей ставит акцептная функция этого блока. В данном случае болевая работает по запросу ролевой и для ролевой.

 

Резюме: Болевая – функция пассивной адаптации в обществе. Человек по этой функции осознает всю информацию, смотрит на окружение и замирает, сталкиваясь информацией подобного рода. Это наш глаз, который позволяет оценить, куда нам стоит идти, а куда не стоит. Болевая, будучи оценочной, инертной и энергозатратной функцией, в своей работе основывается только на накопленном личном опыте, с позиций которого помогает ролевой ограничивать блок ЭГО для адаптации в социуме.

ИЛЭ “Дон Кихот”: Чтобы выглядеть крутым, сильным и статусным, необходимо поддерживать социальные связи с людьми в обществе, не высказывать своего личного отношения к людям или объектам. Примеры фраз: «Люди в общении должны вести себя воспитанно», «Я сильный! Я крутой!»

СЭИ “Дюма”: Чтобы все успеть, надо использовать хорошие технологии. Примеры фраз: «Надо придерживаться графика», «Надо, чтобы всегда были деньги».

ЭСЭ “Гюго”: Чтобы сделать много дел, надо планировать и следить за временем. Примеры фраз: «Надо всегда приходить вовремя», «Я очень деловой человек, поэтому у меня нет времени»

ЛИИ “Робеспьер”: Чтобы влиться в общество. стремится соблюдать нормы приличия, этикет, а для этого ему нужно поддерживать на уровне свой внешний вид и статус. Примеры фраз: «Я должен выглядеть прилично», «Надо ехать в гости к родным, т.к. с ними нужно поддерживать отношения» и т. д.

СЛЭ “Жуков”: Чтобы видеть потенциал людей. нужно поддерживать с ними хорошие отношения. Примеры фраз: «Нужно общаться с людьми», «У меня есть куча возможностей»

ИЭИ “Есенин”: Чтобы комфортно жить, надо зарабатывать деньги. Примеры фраз: «Работа должна быть комфортной», «Для хорошей жизни нужны деньги», «Здесь слишком неуютно, чтобы работать»

ЭИЭ “Гамлет”: Чтобы работать хорошо, надо работать качественно и держать свое здоровье в порядке. Примеры фраз: «Я же экономист», «Ощущения не должны мне мешать работать», «Я очень деловой человек», «Работа должна быть качественной!»

ЛСИ “Максим Горький”: Чтобы войти в общество, использует нормы приличия, этикет, говорит о своих и чужих способностях, возможностях. Примеры фраз: «Все должно быть известно», «Никаких неожиданностей», «Я хорошо умею устанавливать контакты с людьми»

СЭЭ “Наполеон”: Чтобы войти в общество, старается использовать возможности и способности для понимания и соблюдения правил. Примеры фраз: «Нужно соблюдать правила», «Все должно быть просто и понятно», «Я хорошо вижу суть вещей!»

ИЛИ “Бальзак”: Чтобы обеспечить комфорт, должна быть стабильная эмоциональная атмосфера. Примеры фраз: «Всегда должна быть стабильная эмоциональная атмосфера», «Я умею готовить»

ЛИЭ “Джек Лондон”: Чтобы войти в общество, я должен быть веселым и радостным, а для этого надо держать себя в тонусе. Примеры фраз: «Гостей надо встречать с улыбкой», «Мое здоровье не должно портить мне настроение»

ЭСИ “Драйзер”: Чтобы войти в общество, демонстрирует понимание правил, законов, говорит о способностях и возможностях. Примеры фраз: «Все должно быть по правилам», «Не должно быть никаких сюрпризов», «Нужно быть готовым ко всем неожиданностям»

ИЭЭ “Гексли”: Чтобы войти в общество, показывает свой статус и силу, для чего пытается соблюдать правила и иерархию. Примеры фраз: «Не нужно все усложнять», «Я сильный», «Я должен все понимать»

СЛИ “Габен”: Чтобы влиться в общество, старается придерживаться планов, для этого ему необходимо обеспечить эмоциональный фон. Примеры фраз: «Эмоции должны быть своевременны и уместны», «Я всегда все успеваю»

ЛСЭ “Штирлиц”: Чтобы влиться в социум, старается быть приветливым и эмоциональным, а для этого необходимо выбрать момент для эмоций. Примеры фраз: «Все должно быть по плану, нельзя торопиться», «Делу время, а потехе час», «Поспешишь – людей насмешишь»

ЭИИ “Достоевский”: Чтобы влиться в социум, старается придерживаться правил, законов и иерархии, а для этого он должен обеспечить презентабельный внешний вид. Примеры фраз: «Все должно быть справедливо», «В мире не должно быть насилия»

Блок суперИД

Блок суперИД составляют внушаемая и активационная функции. Это значит, что они ценностные, энергозатратные и витальные. Таким образом, это то, что мы не осознаем, не понимаем, но нам этого хочется, хотя осознать свои желания очень сложно: “Хочу, но чего конкретно хочу, не знаю”. Этот блок называют также детским блоком или блоком “хочу”, т.к. именно в нем лежат наши неосознанные желания, вследствие чего человек по аспектам этого блока иногда может вести себя как ребенок. На аспектах этого блока завязана наша с вами мотивация и самооценка.

В речи аспекты данного блока представлены меньше всего, мы практически не озвучиваем информацию по этим аспектам. Но тем не менее редкие высказывания с аспектов блока суперИД можно определить по сопутствующему маркеру: “мне хочется…“.

Чаще всего вариативность словарного запаса по аспекту крайне низкая. Человек может многократно повторять одно и то же слово в своей речи.

Рассмотрим более подробно работу каждой из функций блока суперИД.

5-я функция, она же внушаемая или суггестивная

1) Это оценочная функция, т.е. она требует постоянства оценок, мнений по своему аспекту. Например, бить людей плохо всегда, независимо от ситуации.
2) Также внушаемая контактная, она очень быстро включается в работу, т.е. как только появляется информация по ее аспекту – она сразу готова ее принимать. Но у контактных функций есть и другая сторона медали – неглубокая проработка аспекта, они поверхностно воспринимают информацию по своему аспекту.
3) Также внушаемая является акцептной, т.е. она воспринимает информацию такой, какой она поступает, без изменений, а соответственно, акцептная функция ставит цель для продуктивной своего блока, в данном случае внушаемая ставит цель для активационной.
Резюме: Обобщая эти знания, можно сказать, что человек с трудом может осознать, где аспект есть, а где нет, и функция всегда готова к быстрому приему информации. Сопротивляться внушению сложно, т.к. для этого необходимо осознавать аспект. Поэтому когда информация идет на внушаемую, человек или слушает, открыв рот, если она носит позитивный характер, или наоборот закрывается, старается уйти, если на внушаемую поступает негатив.

6-я функция, она же активационная или референтная

1) Эта функция ситуативная, т.е. она требует, чтобы информация по аспекту была адекватна ситуации, для этой ситуации вот так, а для этой вот эдак. Например, людей бить нельзя, но в этом случае они плохие, значит можно.
2) Также активационная функция – инертная, т.е. она долго включается в обработку информации, но она глубоко прорабатывает информацию своего аспекта и накапливает опыт.
3) Также активационная – продуктивная функция. Она изменяет информацию, которая к ней поступает, выдает продукт. Продуктивная функция выполняет задачи, которые ей ставит акцептная функция этого блока. В данном случае активационная работает по запросу внушаемой и для внушаемой. В случае, когда результат получается хорошим, повышается самооценка.
Резюме: На этой функции завязана самооценка человека. По активационной функции человек ждет подсказок о том, как надо действовать, шаблонов. После чего ему нужно время обдумать, проработать, опробовать на практике и после этого получить одобрение или советы, как исправить ситуацию, т.е. мнение референтной группы.

Так как в речи аспекты данного блока практически не присутствуют, то в качестве примеров мы приводим невербальные проявления работы этих функций.

ИЛЭ “Дон Кихот”: Ожидает от мира информацию о надежности, качестве, комфорте, ощущениях и способах достижения этого с помощью эмоций и настроения. Если поступающая информация не содержит этого, не воспринимает ее всерьез. Если “Дон Кихоту” удалось с помощью манипуляции эмоциями достичь комфорта и удовольствия, то его самооценка поднимается.

СЭИ “Дюма”: Ожидает от мира информацию об уникальном, интересном, о потенциале и возможностях, а также о том, как можно использовать причинно-следственные связи для расширения возможностей. Если информация подается без обозначения потенциала и возможностей объекта, дела, человека, она не воспринимается всерьез. Если “Дюма” удалось с помощью манипуляции причинно-следственными связями удовлетворить свой интерес, то его самооценка повышается.

ЭСЭ “Гюго”: Ожидает от мира информацию о причинно-следственных связях между объектами и о том, как можно достичь сути для понимания объектов, увидеть их потенциал и возможности. Если информация подается непоследовательно, без причинно-следственных связей, то она не воспринимается всерьез. Если “Гюго” удалось уловить суть и тем самым понять причинно-следственные связи, то у него повышается самооценка.

ЛИИ “Робеспьер”: Ожидает от мира информацию об эмоциях, настроении и способах достижения стабильности и надежности эмоций и настроения. Если информация подается без эмоциональной окраски, не воспринимает ее всерьез. Если “Робеспьеру” удалось создать комфорт, уют и тем самым поднять настроение себе или окружающим, то его самооценка повышается.

СЛЭ “Жуков”: Ожидает от мира информацию об изменениях, времени, своевременности эмоций, планировании и о том, как с помощью эмоциональной атмосферы регулировать скорость и время, как свое, так и ближайшего окружения. Если информация поступает без ссылок на время или несвоевременно, то не воспринимается всерьез. Если “Жуков” эмоциональной речью вдохновил человека на быстрые или своевременные действия, то его самооценка повышается.

ИЭИ “Есенин”: Ожидает от мира информацию о статусе, красоте, силе и престижности объектов и о том, как использовать причинно-следственные связи, правила, иерархию для достижения статуса и власти. Если информация подается без описания формы, красоты или силовых характеристик объектов, она не воспринимается всерьез. Если “Есенин” с помощью правил, иерархии достиг определенного статуса, то его самооценка повышается.

ЭИЭ “Гамлет”: Ожидает от мира информацию о правилах и законах, о причинно-следственных связях между объектами и о том, как можно использовать силу и статус для соблюдения правил и иерархии. Если информация подается непоследовательно, без причинно-следственных связей, то она не воспринимается всерьез. Если “Гамлет” с помощью силы или своего статуса смог установить иерархию или правило, то его самооценка повышается.

ЛСИ “Максим Горький”: Ожидает от мира информацию о своевременности, эмоциях, настроении и о способах  его быстрого изменения. Если информация подается без эмоциональной окраски, не воспринимает ее всерьез. Если “Максим” смог своевременно использовать момент для проявления эмоций, у него повышается самооценка.

СЭЭ “Наполеон”: Ожидает от мира информацию об изменениях, времени, своевременности действий, планировании и о том, какие действия и технологии применить для эффективного использования времени. Если информация поступает без ссылок на время или несвоевременно, то не воспринимается всерьез. Если “Наполеон” правильно выбрал технологию и действия и благодаря этому успел вовремя, то его самооценка повышается.

ИЛИ “Бальзак”: Ожидает от мира информацию о статусе, красоте, силе и престижности объектов и о том, как использовать отношения с людьми, отношения между людьми или отношения людей к объектам для достижения статуса, власти. Если информация подается без описания формы, красоты или силовых характеристик объектов, она не воспринимается всерьез. Если “Бальзак” смог воспользоваться отношениями между людьми или своими социальными связями для повышения своего статуса или престижа, то его самооценка повышается.

ЛИЭ “Джек Лондон”: Ожидает от мира информацию об отношениях, а также личное отношение относительно передаваемой информации или личное отношение к нему самому или другим людям, а также о том, как использовать свой статус и власть для управления отношениями мира к себе. Если информация подается без обозначения личного отношения к объекту или информации, она не воспринимается всерьез. Если “Джек” смог использовать свой статус или внешний вид для установления отношения с людьми или изменения отношения к нему самому, то его самооценка повышается.

ЭСИ “Драйзер”: Ожидает от мира информацию о технологиях, деньгах, бизнесе, действиях, а также о том, как спланировать свои действия по времени и выбрать для них правильный момент. Если информация подается без фактов, целесообразности и выгоды, то не воспринимается всерьез. Если “Драйзер” смог выбрать необходимый момент для действий или дела, то его самооценка повышается.

ИЭЭ “Гексли”: Ожидает от мира информацию о надежности, качестве, комфорте, ощущениях и о том, как можно этого достичь с помощью действий, технологий. Если поступающая информация не содержит этого, не воспринимает ее всерьез. Если “Гексли” смог выбрать технологию и действия для создания комфорта и уюта, то его самооценка повышается.

СЛИ “Габен”: Ожидает от мира информацию об уникальном, интересном, потенциале и возможностях объектов и людей, а также о том, как можно использовать отношения с людьми и между людьми для расширения круга возможностей. Если информация подается без обозначения потенциала и возможностей объекта, дела, человека, она не воспринимается всерьез. Если “Габен” смог воспользоваться отношениями с людьми, тем самым получив новые возможности, то его самооценка повышается.

ЛСЭ “Штирлиц”: Ожидает от мира информацию об отношениях, а также личное отношение относительно передаваемой информации или личное отношение к нему самому или другим людям, а также какие возможности и необычные ходы можно использовать для управления отношением людей к себе. Если информация подается без обозначения личного отношения к объекту или информации, она не воспринимается всерьез. Если “Штирлиц” смог найти возможность, нестандартный ход или найти вариант для установления отношений или изменения отношения людей к себе, то его самооценка повышается.

ЭИИ “Достоевский”: Ожидает от мира информацию о технологиях, делах, работе, действиях, а также о том, как удобнее вести работу и более качественно ее выполнять. Если информация подается без фактов, технологии и функциональности объектов, то не воспринимается всерьез. Если “Достоевский” смог обеспечить комфортные условия для надежной и качественной работы, то его самооценка повышается. 

Блок ИД

Блок ИД составляют ограничивающая и фоновая функции. Это значит, что они неценностные, витальные и сильные. Это то, что мы не осознаем, работаем по этим функциям без слов на деле, как бы на автомате. Информация, поступающая в этот блок, реализуется в конкретных действиях, которые практически не озвучиваются словами аспектов этих функций.

В речи аспекты данного блока представлены, с одной стороны, много, но, с другой стороны, человек практически никогда не делает на них акцентов. Слова аспекта ограничивающей функции человек говорит только тогда, когда ему надо поставить рамки нежелательной для него информации или снять рамки для информации, которую ему хочется знать. Слова аспекта фоновой функции буквально пронизывают нашу речь, но они идут как бы фоном, человек не делает на них акцент, они являются вспомогательными для донесения своей мысли. В то же время, если человеку задать вопрос на его фоновую, то он не сможет подобрать слов этого аспекта и ответит словами аспектов ментального кольца.

Рассмотрим более подробно работу каждой из функций блока ИД.

7-я функция, она же ограничивающая, рамочная или наблюдательная
1) Эта функция ситуативная, т.е. она требует, чтобы информация по аспекту была адекватна ситуации, для этой ситуации – вот так, а для этой – вот эдак. Например, людей бить нельзя, но в этом случае они плохие, значит, можно.
2) Также ограничивающая функция – инертная, т.е. она долго включается в обработку информации, но она глубоко прорабатывает информацию своего аспекта и накапливает опыт.
3) Также ограничивающая является акцептной, т.е. она воспринимает информацию о мире, а, соответственно, акцептная функция ставит цель для продуктивной своего блока, в данном случае ограничивающая ставит цель для фоновой..

Резюме: Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что человек по ограничивающей функции не осознает все, что происходит вокруг. Он отслеживает информацию по своему аспекту на автомате. Человек акцентирует свое внимание на аспекте этой функции только в исключительных ситуациях, когда необходимо решить какую-либо проблему. В силу акцептности, инертности и ситуативности человек накапливает опыт и понимает, как не надо действовать в зависимости от ситуации. Из-за того, что функция является неценностной и сильной, человек может в зависимости от конкретной ситуации как ограничивать себя и окружающих в действиях по аспекту этой функции, так и снимать рамки, границы и правила.

8-я функция, она же фоновая или демонстрационная
1) Это оценочная функция, т.е. она требует постоянства оценок, однозначности информации по своему аспекту. Например, бить людей плохо всегда, независимо от ситуации.
2) Также фоновая является контактной функцией, она очень быстро включается в работу, т.е. при первом появлении информации по ее аспекту она сразу готова ее принимать. Но у контактных функций есть и другая сторона медали – неглубокая проработка: они поверхностно воспринимают информацию по своему аспекту.
3) Также фоновая – продуктивная функция. Она изменяет информацию, которая к ней поступает, выдает продукт. Продуктивная функция выполняет задачи, которые ей ставит акцептная функция этого блока. В данном случае фоновая функция работает по запросу ограничивающей и для ограничивающей .

Резюме: Контактность и продуктивность позволяют фоновой функции быстро включаться в ситуацию, быстро реагировать на нее действиями. Однако, в отличие от творческой, по фоновой функции в силу ее витальности и неценностности человек не склонен озвучивать словами свои действия. Обучение других происходит по принципу: смотри за мной и повторяй. Сила и оценочность позволяют использовать наиболее универсальные и простые методы действий.

Ниже представлены примеры работы функций блока ИД. В случае фоновой функции приведены ее проявления.

ИЛЭ “Дон Кихот”: Ограничивает нежелательную информацию и действия по времени: «нет времени», «не сейчас», «не торопись», «потом», «успею». Быстро находят технологии, которые экономят время и показывают их без слов на личном примере: «делай, как я».

СЭИ “Дюма”: Ограничивает нежелательную информацию силовыми действиями: «не хочу», «некрасиво», «не авторитет», «это мое», «это моя/чужая территория». Автоматически завязывает и поддерживает связи с людьми, в том числе статусными, хороший дипломат. Никогда не высказывает своего отношения к людям, объектам, показывая его эмоциями.

ЭСЭ “Гюго”: Ограничивает нежелательную информацию этикой отношений: «неэтично», «где у тебя совесть», «это бессовестно», «это плохо», «в этом нет ничего плохого». Проявляют свою власть через заботу. Могут защитить, дать отпор с помощью эмоций. На автомате поддерживают свой статус и внешний вид.

ЛИИ “Робеспьер”: Ограничивает нежелательную информацию логикой действий: «невыгодно», «неэффективно», «бесполезно», «стой», «не суетись». Подсознательное чувство времени. Часто оказываются в нужном месте в нужное время. Неосознанно чувствует время и задает темп, необходимый для выполнения требуемого объема работы.

СЛЭ “Жуков”: Ограничивает нежелательную информацию по ощущениям: «неудобно», «некачественно», «комфорт – не главное», «это ненадежно».. Быстро находят наиболее удобные технологии действий и показывают их без слов на личном примере: «делай, как я».

ИЭИ “Есенин”: Ограничивает нежелательную информацию по возможностям: «не могу», «невозможно», «это плохая идея», «может быть». Автоматически завязывает и поддерживает связи с людьми, хороший дипломат. Без слов использует связи с людьми для вариантов и возможностей. Никогда не высказывает своего отношения к людям, объектам, показывая его эмоциями.

ЭИЭ “Гамлет”: Ограничивает нежелательную информацию этикой отношений: «неэтично», «где у тебя совесть», «это бессовестно», «это плохо», «в этом нет ничего плохого». Автоматически чувствует хорошую возможность и лучший вариант для построения отношений. Никогда не озвучивает множество вариантов, предлагая один – лучший.

ЛСИ “Максим Горький”: Ограничивает нежелательную информацию логикой действий: «невыгодно», «неэффективно», «бесполезно», «сядь», «не суетись», «стой». Без слов заботится о близком окружении, автоматически поддерживает свое состояние здоровья и своих близких. Неосознанно обеспечивает надежность работы и ее качество.

СЭЭ “Наполеон”: Ограничивает нежелательную информацию по ощущениям: «неудобно», «неприятно», «это не сочетается», «это негармонично». Обладает сильными эмоциями, которые проявляются невербально. Неосознанно создает и поддерживает эмоциональный фон для общего комфорта.

ИЛИ “Бальзак”: Ограничивает нежелательную информацию по возможностям: «невозможно», «это бессмысленно», «может быть». Быстро и неосознанно понимают и разбираются в правилах. Объясняют правила с помощью действий: «делай так, а так – не делай».

ЛИЭ “Джек Лондон”: Ограничивает с помощью правил: «не понимаю», «нелогично», «неверно», непоследовательно». Автоматически чувствует шансы, возможности и лучший вариант для установления правил или их обхода. Никогда не озвучивает множество вариантов действий, выбирая один – наилучший.

ЭСИ “Драйзер”: Ограничивает нежелательную информацию эмоциями: «успокойся», «не кричи», «не плачь», «что ты орешь?». Без слов заботится о близком окружении, автоматически поддерживает свое состояние здоровья и своих близких для комфортной эмоциональной обстановки.

ИЭЭ “Гексли”: Ограничивает нежелательную информацию по времени: «нет времени», «не сейчас», «не торопись», «не сегодня», «потом», «успею». Обладает сильными эмоциями, которые проявляются невербально. Неосознанно создает и поддерживает эмоциональный фон для создания и поддержания необходимого темпа.

СЛИ “Габен”: Ограничивает нежелательную информацию силовыми действиями: «не хочу», «некрасиво», «не авторитет», «это мое», «это моя/чужая территория». Неосознанно понимают и разбираются в правилах, иерархии и законах. Объясняют их с помощью действий: «делай так, а так – не делай».

ЛСЭ “Штирлиц”: Ограничивает с помощью правил: «не понимаю», «неправильно», «незаконно», «несправедливо». Проявляют свою власть через заботу. Могут защитить, дать отпор с помощью действий. На автомате поддерживают свой статус и внешний вид.

ЭИИ “Достоевский”: Ограничивает нежелательную информацию эмоциями: «успокойся», «не кричи», «не плачь», «тише». Подсознательное чувство времени. Часто оказываются в нужном месте в нужное время. Неосознанно чувствует время и выбирает момент для эмоций.

Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  3. По материалам лекций Е. Шепетько, Ментальная Модель Типа. (Психологическое содержание диагональных блоков). Екатеринбург, 1993-95 гг. http://model-a.narod.ru/
  4. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология – М.: издательство НПП Менатеп-Траст, 1994.
  5. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели // Соционика, ментология и психология личности, 1998, № 3.
  6. Прокофьева Т. Н., Девяткин А. С., Исаев Ю. В. Практическое применение горизонтальных блоков модели А // Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – № 2.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Пер. с англ. – С-Пб. – М.: Университетская книга, АСТ, 1996.