Модель А

Р. К. Коваленко, Н. А. Звонарёва

Модель А была описана создателем соционики Аушрой Аугустинавичуте, чтобы определить работу психики человека по приему, обработке и выдаче того или иного вида информации.
Модель А представляет собой матрицу 2 на 4, где в сумме 8 ячеек. Каждая ячейка называется функцией. Функция в соционике – это определенный алгоритм работы психики человека с тем или иным видом информации.
Все ячейки в модели ТИМа заполнены аспектами, т.е. каким-либо видом информации. В модели ТИМа не может быть двух одинаковых аспектов на двух разных функциях.

Работа функций описывается с помощью шести характеристик. Рассмотрим каждую в подробности.

1) Ментальные – витальные функции. Эта характеристика описывает осознанность информации.

Ментальные функции – это функции, информация по аспектам которых находится в сознании человека. Слова аспектов этих функций составляют активный словарный запас человека, которым он пользуется для того, чтобы озвучивать свои мысли.

Витальные функции – это функции, информация по аспектам которых находится в подсознании человека. Слова аспектов этих функций редко употребляются человеком в речи, т.к. они исходят из его подсознания. Эти функции выражаются в действиях человека на автомате, без слов на деле.

Все ментальные функции в модели А изображаются в верхней ее половине, образуя замкнутый круг и называются ментальным кольцом. Все витальные функции изображаются в нижней части модели и называются витальным кольцом.
В одном кольце могут находиться только статические или динамические аспекты. Это делит 16 типов личности по признаку «статика – динамика».

2) Сильные – слабые функции. Эта характеристика описывает возможности функции.

Сильные функции – это функции, по которым человек успешно может выдать результат вследствие высококачественной обработки информации по аспектам этих функций. Реализуются в качестве способностей человека. Речь с аспектов этих функций звучит уверенно, экспертно.

Слабые функции – это функции, которым для создания качественного результата необходимо задействовать большое количество энергии и ресурсов. В большинстве случаев человек не чувствует уверенности в работе по этим функциям. Называть эти функции слабыми немного некорректно так же, как называть хорошо и далеко видящий глаз слабым, когда с его помощью человек не может забить гвоздь. У этих функций свое назначение, которое заключается в обеспечении надежной работы сильных функций: энергетическая подпитка, ограничения, социализация, мотивация и т.д.

В каждом кольце модели А есть по 2 сильных и слабых функции. Сильные функции располагаются к верхнему и нижнему краям модели. Слабые – в ее центре.

3) Ценностные – неценностные функции (вербальные и лаборные). Эта характеристика оценивает необходимость информации по аспекту функции.

Ценностные функции – функции информации по аспектам, о которых человек любит говорить или слушать. Информация по аспектам этих функций составляет базовые ценности человека.

Неценностные функции – функции информации по аспектам, о которых человек не любит говорить или слушать. Информации по аспектам этих функций человек старается избегать.

На основе этих трех характеристик в модели А были выделены 4 блока, по два в каждом кольце: ЭГО, суперЭГО, суперИД и ИД.

блоки

Работа функций внутри блоков регулируется еще тремя характеристиками.

4) Акцептные – продуктивные функции. Эта характеристика определяет целевой и вспомогательный элемент в работе блока модели.

Акцептные функции – функции, работа которых строится на восприятии и воспроизведении информации по своему аспекту, обеспечивая человека объективным знанием о действительности. Обладая такой объективной информацией, эти функции определяют цель, которую необходимо достичь. По акцептным функциям человек как бы сливается с действительностью, поэтому людям порой сложно отследить у себя работу и проявления этих функций.

Продуктивные функции – функции, работа которых сводится к переработке информации по своему аспекту, поступившей от акцептной функции своего блока. Эти функции извлекают новое из полученной информации, делают свой вывод о действительности. Этот вывод является принципиально новой информацией, которая не была получена человеком из мира. Работа этих функций – это всегда некое творчество, а результат – новая информация. Людям свойственна отстраненность от информации, взгляд со стороны.

В каждом блоке всегда одна функция является акцептной, вторая продуктивной.

5) Инертные – контактные функции. Эта характеристика определяет быстроту включения функции в работу и качество проработки информации.

Инертные функции – функции, работа которых заключается в глубокой проработке информации по своему аспекту. Как следствие, они долго включаются в процесс работы, но качество проработки информации высокое. В связи с этим функции накапливают большую часть опыта, которым человек дорожит. Из-за этого функция является уязвимой для критики, советов и мнений других людей по этому вопросу.

Контактные функции – функции, работа которых заключается в быстрой реакции на информацию. Они могут моментально включаться в работу. Они достаточно поверхностно прорабатывают информацию, не углубляясь в нее. В результате этим функциям свойственно манипулирование информацией по своим аспектам. Эти функции неуязвимы к критике, советам или чужому мнению по рассматриваемому ими вопросу.

В каждом блоке всегда одна функция является инертной, вторая – контактной. В модели А все инертные функции располагаются в левом столбце, все контактные – в правом.

6) Оценочные – ситуативные функции. Эта характеристика оценивает постоянство информации по аспекту функции.

Оценочные функции – функции, в работе которых лежит стремление к постоянству информации. Эти функции формируют мировоззрение человека, т.е. постоянную информацию, которой он будет придерживаться. Поэтому человек по этим функциям либо дает оценку другим, либо ждет от мира оценки для себя.

Ситуативные функции – функции, которые работают в режиме, определяемом ситуацией. Информация и выводы по аспектам этих функций зависят от конкретной ситуации, в которой эта информация рассматривается. По этим функциям человек не оценивает других и не ждет оценки от мира. Не стоит оценивать людей по этим функциям.

В каждом блоке всегда одна функция является оценочной, вторая – ситуативной.

Более подробно об устройстве модели А и ее работе вы можете ознакомиться в видео-лекциях с курса обучения теории соционики, проводимом совместно с соционическим клубом «Шестнадцать плюс».

Нами была разработана инфографика, показывающая устройство модели А, которая включает в себя характеристики, краткие описания колец, блоков и функций.

Модель А

Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  3. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  4. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции, 2001, // Психология и соционика межличностных отношений, №1, 2004.
  5. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология – М.: издательство НПП Менатеп-Траст, 1994.
  6. По материалам лекций Е. Шепетько, Ментальная Модель Типа. (Психологическое содержание диагональных блоков). Екатеринбург, 1993-95 гг. http://model-a.narod.ru/
  7. Звонарёва Н. А. Применение диагональных императивов в рекламных предложениях.// «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология», 2016 №1-2