Описания типов

Автор статьи: Коваленко Роман

Статью об описаниях типов в соционике я хотел бы начать с вопроса: «Чем правда отличается от истины?»
За ответом обратимся к словарю:

Истина – это реальное положение дел, то, что существует объективно. 
Правда – это верное утверждение, то, что соответствует представлениям об истине.

Из этого следует вывод, что человек не может постичь истину, что после изучения реальности в голове у человека существует лишь некоторое приближение к ней, называемое правдой. И чем больше человек с разных сторон изучает реальность, тем его правда становится ближе к истине.
Это можно легко наглядно представить с помощью картинки, иллюстрирующей философские концепции Дэвида Юма, Людвига Витгенштейна.

На картинке представлены два параллельных друг другу мира. Первый из них – мир материальных фактов (далее ММФ), т.е. материальные физические объекты: мозг человека, его руки, ноги, автомобиль, здания и прочее. Второй – мир идеальных конструкций (далее МИК), т.е. идеальное, не существующее в материальной форме. Например, идеи, схемы, структуры, классификации, наука и научные теории, знания, понимание и т.д.

Так вот, когда человек сталкивается с истиной, т.е. реальным представлением вещей в ММФ, он с помощью своих органов чувств воспринимает эту информацию, а затем в своей голове выстраивает эти данные в своё представление того, с чем он столкнулся. И вот то, что у него получилось в голове, есть некое приближение к реальности – это и называется правдой, т.е. субъективным взглядом на объект из материального мира. И вот эта правда, т.е. мнение человека, которое является некой моделью реальности, является объектом МИК, поскольку существует только в голове человека.
Для понимания работы этой системы можно привести аналогию с компьютером. Процессор, материнская плата и жесткий диск – объекты из ММФ, а Windows 8 и другие программы – объекты МИК, т.к. их нельзя потрогать, и существуют они только внутри материальных объектов. Так и мозг человека будучи объектом материального мира работает с миром идеальных конструкций.

К чему я всё это? А к тому, как устроена любая наука или знание, в т.ч. соционика, психософия и прочие типологии.
Предположим, что в ММФ существует определенная проблема, которая мешает людям жить. Люди изучают эту проблему, составляют схемы, концепции, которые отражают мир материальных фактов в мире идеальных конструкций. Эти схемы и концепции называются моделями, и чем детальнее была собрана информация из ММФ, тем модель  будет более приближена и адекватна реальности, а значит ближе к истине. Затем на основе данной модели в МИК человек выбирает решение и затем уже использует его для решения задачи в ММФ. Например, в конце XIX века люди в ММФ столкнулись с проблемой – мосты, которые они строят постоянно рушатся. Над решением этой проблемы работали многие ученые, которые описали условия прочности, открыли понятие устойчивости стержневых конструкций и ввели методы расчета металлоконструкций. Т.е. люди, изучив проблему в ММФ, построили в МИК модель происходящих в ММФ процессов с помощью математики, создали научную дисциплину “сопротивление материалов” и затем применили для решения проблемы в ММФ.

Подобным образом на свет появилась и соционика. Аушра Аугустинавичуте задалась вопросом о том, почему люди не понимают друг друга. Она изучила уже существующие модели в МИК, которые могли бы дать ответ на этот вопрос, и на их основе создала модель, которую назвала соционикой. Сейчас эту модель люди применяют для решения проблемы взаимопонимания между людьми.

Я хотел бы поговорить о том, что собой представляет соционика в настоящий момент. И тут нужно отметить несколько направлений:

1) Соционика, как научная теория, позволяющая решить проблему взаимопонимания между людьми. Эта теория основана на работах Аушры Аугустинавичуте, она исследует информационный метаболизм человека и его проявления в качестве ядра, и те знания, которые были получены в процессе развития теории и адекватно логически привязаны к основе. В качестве таких знаний я рассматриваю, например, рассмотрение малых групп в соционике или большую структурированность характеристик функций в модели А. Данная теория применяется для решения проблем человека с восприятием, обработкой и выдачей информации. Чтобы отличать эту соционику от других, я называю её классической.

2) Соционика, как её трактуют разные люди. Я  выделил эту соционику в отдельный пункт, потому что во многих случаях то, что скрывается под названием соционики очень далеко от классической соционики. Например, когда соционика вместо анализа информационного метаболизма вдруг начинает описывать характер людей, подменяя тем самым психологию, или когда соционика вдруг начинает зависеть от внешности, а информационный метаболизм если он когда-то и был в этих идеях, то уже там давно иссяк. В этой группе я выделил то, чем занимаются люди, которые в своё время начитавшись Аушры Аугустинавичуте и вдохновившись её работами, создали на основе её трудов свои теории и идеи, по инерции называя их соционикой. Эти трактовки соционики я называю альтернативными.

3) Соционика как культурно-массовое явление. Это обратная сторона популярности соционики и главная её беда. Многие, знакомясь с соционикой, ещё не разобравшись в ней детально, начинают её применять. Ведь это кажется таким простым, познать теорию через образы. Тут и начинается типирование стран, городов, коек и прочего, развешивание ярлычков на типируемое и нетипируемое – соционическая попса, где информационный метаболизм уступает своё место описанию образов, характеров, поведению людей. Потому что информационный метаболизм – это скучно, а обсудить поведение людей, характеры, их образы – это очень весело и занятно. Люди сходятся на обсуждении актуальных проблем, как кому не нравятся те или иные поведенческие черты, а также различные черты характера. Они объединяются в группы, по похожести взглядов, подбирая из соционических образов наиболее подходящий, который им нравится. Где здесь информационный метаболизм тоже непонятно, он был вытеснен поведением и другими более актуальными, интересными и простыми для понимания понятиями. Ну, разве это плохо? Нет, то что люди занимаются тем, что им нравится – это хорошо. Плохо то, что всё это действо называют соционикой, хотя логическая связь с соционикой и информационным метаболизмом у данного явления уже давно потеряна.
Соционика, описанная в пунктах 2 и 3, очень популярна и широко распространяется, потому что описания и образы характеров актуальны и интересны людям, а информационный метаболизм кажется слишком сложным. Само понятие соционика уже является заезженным и теряет свой первоначальный смысл. Потому что у многих людей первые ассоциации на слово соционика – «эзотерика», «гороскопы», «игра», «смешная штука» и т.д.

Что является самой большой ошибкой в развитии соционики? Некоторые соционики уже сейчас начали приходить к выводу, что наибольший вред соционике, как научному знанию, принесли описания. Описания типов трактуют то, как ведет себя человек в той или иной ситуации, какими качествами он обладает и т.д. Но ведь соционический ТИМ влияет на поведение косвенно. Соционический тип – это механизм, который определяет, как человек воспринимает, обрабатывает и выдает информацию в мир. Между поведением и ТИМом есть еще много личного опыта (наработок, есть привычки, а также личностные приоритеты, описываемые психософией), уникального для каждого человека. Поэтому логично, что поведение у десяти человек одного ТИМа будет различаться. Соционика не говорит людям что делать и как они должны себя вести, соционика даже не говорит о том, какие мысли в голове у людей. Она лишь может дать нам понимание того, на каком «языке» человек эти мысли будет озвучивать, т.е. какими словами он передаст эти мысли.

К несчастью, среди многих социоников, даже профессионалов, сертифицированных в МИС, встречаются люди, которые не видят (не учитывают) этой прослойки между поведением и соционическим ТИМом, и, как следствие, результат получается неверным. Описания, как правило, составляются людьми на основе выборки из нескольких людей, представляющих ТИМы. Соответственно, в описания попадают помимо типологических особенностей также и привычки, личный опыт и т.д.

Для типируемых мы можем порекомендовать всегда требовать от диагностов объяснение связи замеченных проявлений с теорией и не покупаться на доводы в стиле: «я так вижу», «вы похожи на…», «у вас такой образ».

Мы на нашем сайте приводим не описания, а рассказываем основные принципы работы модели А и восприятия информации человеком на примере каждого ТИМа. Разборы представлены по квадрам: Альфа, Бета, Гамма, Дельта.

Поэтому резюмируя все вышесказанное хочется выделить ряд, казалось бы, логичных положений, которые для многих людей, уже давно интересующихся соционикой, становятся невероятным открытием.
1) Соционика занимается анализом информационного метаболизма. Информационный метаболизм – это обмен информацией. А у людей обмен информацией на 90% состоит из слов.
2) Из первого вытекает второе положение: Соционика проявляется, прежде всего, в словах.
3) Соционический тип – это не тип вашего характера и не ваш образ мысли, а то, как вы воспринимаете те или иные слова и в какие слова оформляете свои мысли.
4) Описания ЗЛО! Потому что описания описывают характер, образ, поведение, на которые тип (способ восприятия, обработки и выдачи информации человеком) оказывает лишь косвенное влияние.
5) Многие говорят: «Ну, я этик, у меня плохо с логикой, мне нужна соционика с образами». С логикой плохо у глупых людей, что к соционике не относится, а этики очень даже логично мыслят, только им сложно передать свои мысли словами аспектов логики.

Список использованных источников:
1. Фельдман Я.А. Философ на пляже. Книга для умных любого возраста. – М.: Черная белка, 2009. – 140 с.
2. Аугустинавичуте А. Социон. – М.: Черная белка, 2008. – 192 с.