Соционика и подарки

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.

 Скоро Новый Год, поэтому мы продолжаем тему подарков.

 Сегодня мы поговорим о том, как соционика поможет вам выбрать подарок. Сразу хочется сказать, что любой человек будет рад любому подарку, т.к. он понимает, что вы можете не знать его хорошо и дарите подарок для того, чтобы ему было приятно.

 Поэтому в этой статье мы поговорим о таких подарках, цель которых в том, чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик у человека.

 Для начала рассмотрим ситуацию с точки зрения теории соционики:

Для начала рассмотрим ситуацию с точки зрения теории соционики:

1) Подарки лучше дарить по слабым функциям, т.к. человек нуждается в поддержке извне. Подарив подарок человеку на его сильную функцию, вы рискуете сделать ошибочный выбор, вызвать на себя критику в неправильном выборе, т.к. человек с позиции своей сильной может разбираться в этой теме лучше вас.

2) Подарки лучше дарить по ценностным функциям, т.к. человек ждет информацию по ним, готов прилюдно обсуждать эти темы и делиться впечатлениями. А это именно то, что нужно, когда вы дарите подарок.

3) Подарки лучше дарить по контактным функциям, т.к. именно по ним человек неуязвим к критике. И даже если вы не попадете подарком в точку, то человека это не заденет, и он одарит вас улыбкой в ответ. По инертным функциям вы лишены шанса на ошибку, т.к. по ним человек уязвим к критике, и может воспринять ваш подарок, как критику его самого.

4) По акцептным функциям дарите человеку то, чем он может наслаждаться. По продуктивным то, с чем он может поработать.

Итого, согласно этим правилам выделим три наиболее существенных направления дарения подарков.

1) Подарки на внушаемую функцию. Самый беспроигрышный вариант. Функция слабая, а значит человек может и не распознать то, что вы не совсем качественно разбираетесь в вопросе. Функция ценностная, а следовательно человек неосознанно ждет подарка именно сюда. И функция контактная, что позволит вам быть более свободным в выборе. Единственное, что надо запомнить – человек не должен задумываться, где и как он будет использовать ваш подарок, т.к. функция слабая и одномерная, и оценить контекст использования будет крайне проблематично.

ЧС Дорогие статусные вещи: часы, ручки parker и т.д.
БС Удобные вещи: теплые носки, свитер, плед, подушка, массаж
ЧИ Универсальные, необычные или уникальные вещи
БИ Вещи вызывающие ностальгию, подчеркивающие общую историю; антиквариат
ЧЛ Полезные вещи; техника; технологичные штучки
БЛ Книги о науке, книги в формате «коротко о чем-то в схемах и таблицах»
ЧЭ Билеты на концерт, театр, атмосферные зрелища; эмоциональная подача
БЭ Романтический ужин; приятные слова; открытки

 2) Подарки на активационную функцию. Тоже неплохой вариант. Функция также, как и внушаемая, слабая и ценностная, а значит человек неосознанно ждет подарка именно сюда и не всегда сможет оценить качество выбора вашего подарка. Но здесь есть риск обидеть человека, т.к. функция инертная. Также функция продуктивная, а значит человек должен воспользовавшись вашим подарком достичь какого-то положительного для себя результата в рамках аспекта. Поэтому на активационную дарите инструменты, которые облегчат человеку работу по аспекту, но при этом они не должны быть слишком сложными, чтобы человек не справился.

ЧС Абонемент в спортзал; сертификат в салон красоты к известному мастеру
БС Набор чая/кофе; ограниченный набор специй с инструкцией; курсы йоги
ЧИ Устроить интригу, сюрприз, квест с отгадыванием подарка
БИ Курсы по тайм-менеджменту, скорочтению
ЧЛ Сертификат на курсы по эффективному шопингу, эффективному развитию; скидочные карты
БЛ Тетради для ведения конспектов, классификаторы, пазлы
ЧЭ Экстремальные развлечения (прочувствовать яркие эмоции на себе)
БЭ Устроить посиделки в дружеской компании; вещи, подчеркивающие ваши отношения с человеком

3) Подарки на творческую функцию. Функция ценностная и контактная, поэтому по ней человек ждет подарков и обсуждений, но тех, которые при этом они не заденут его. Надо уже учитывать, что функция сильная и продуктивная, т.е. это самая главная зона творчества человека. Поэтому подарок на творческую должен быть плацдармом для того, чтобы человек реализовал свою творческую функцию, при этом сложность подарка должна быть подстать силе функции и ее возможностям. Также на творческую можно дарить сертификаты, т.е. где человек должен в рамках аспекта выбрать сам себе подарок.

ЧС Сертификат на выбор статусных товаров или спорт-магазин; набор для моделирования военной техники
БС Большой набор разнообразных специй; набор эфирных масел; курсы массажа
ЧИ Подарок, который связан с реализацией их глубокого интереса в рамках интересной им темы
БИ Что-то связанное со скоростью (гонки); квесты на время
ЧЛ Большой и широкий набор инструментов; сертификат на покупку техники, инструментов
БЛ Головоломки, ребусы, настольные игры со сложными правилами и т. д.
ЧЭ Сертификат на театральные курсы, эмоциональные танцы (сальса, бочата)
БЭ Организовать большую вечеринку или поход куда-либо с множеством друзей

Но это не значит, что вы должны дарить подарок только на какую-то из этих функций. Можно дарить подарки, которые будут воздействовать на несколько функций сразу. Главное помните, что подарок так или иначе должен подходить человеку и по внесоционическим параметрам. Краски и мольберт в качестве подарка человеку, который ни разу не рисовал, вызовут как минимум недоумение.

 Авторы статьи выражают благодарность учебной группе семинаров 16-17 годов за помощь в мозговом штурме.

Список использованных источников:

  1. Кольцова В.Ю. О пользе комплиментов // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2010. №3
  2. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  3. Прокофьева Т. Н., Девяткин А. С., Исаев Ю. В. Практическое применение горизонтальных блоков модели А // Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – № 2.