Признаки Рейнина

Р. К. Коваленко

Признаки Рейнина были получены из предположения, что 16 типов можно разделить на две группы 15-ю разными способами. Это математически доказал Григорий Рейнин в своей статье “Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга”.

После этого совместно с основательницей соционики Аушрой Аугустинавичуте под них было подведено логическое обоснование в виде связи всех признаков с моделью А и следовавшей из этого их трактовкой. Также были проведены эксперименты в которых были выявлены различия между представителями того или иного признака.

15 признаков включают в себя так называемый базис Юнга, т.е. 4 дихотомии, открытые К. Г. Юнгом на основе которых была сформирована соционика.

Каждый признак сам собой представляет из себя дихотомию, т.е. комбинацию из двух взаимоисключающих (противоположных) друг друга понятий. Каждое из этих понятий в дальнейшем мы будем называть полюсом признака.

Все признаки проявляются в разных ситуациях, в других же признак может и не проявится. Например, как признак эмотивизм-конструктивизм проявляется в первые минуты входа в ситуацию, далее его проявления не заметны. В то же время признак статика-динамика проявляется почти постоянно.

По любым 4-м независимым друг от друга признакам можно построить социон, абсолютно идентичный тому, что построен по 4-м признакам, называемым “базисом Юнга”. Нельзя сказать, что эти признаки важнее или лучше, чем остальные 11. Просто они были открыты первыми в связи с тем, что их проявления более часто встречались в тех условиях, в которых работал К.Г.Юнг.

Также нельзя сказать, что если у человека в силу его ТИМа развит один полюс признака, то у него нет проявлений второго полюса этого же признака. Жизнь очень многогранна и постоянно подкидывает людям как задачи, с которыми они могут легко справиться, так и более сложные задачи, требующие выходить из зоны комфорта.

Развитый полюс, т.е. тот, который свойственен вашему ТИМу, проявляется в мир примерно в 70-75% случаев, т.к. он имеет поддержку со стороны сильных функций в модели А.
Противоположный полюс, соответственно, тоже проявляется, когда ситуация вынуждает на то. Но количество этих проявлений обычно не превышает 30-35%. Данный полюс связан с энергозатратными функциями ТИМа и, соответственно, работа по нему ведется на основе личного опыта и усвоенных ранее шаблонов.

Все признаки при логическом перемножении дают в результате третий признак. Это делает возможным проверку двух признаков с помощью третьего. Например, если мы диагностировали у человека признаки “логика” и “сенсорика”, то эти выводы можно проверить признаком, который является логическим произведением этих двух признаков. Этим признаком является “Аристократия – демократия”. Ведь все логики-сенсорики являются аристократами. Для удобства социониками была составлена таблица перемножения признаков, которую можно посмотреть по ссылке. Она проста в использовании, как таблица умножения. Выбираем в подсвеченных строке и столбце признаки, произведение которых мы хотим найти и на пересечении перпендикуляров к этим прямым мы находим ответ. Если мы перемножаем два числителя, то результат будет в числителе. Если перемножаем два знаменателя, то результат тоже будет в числителе. Если же мы перемножаем числитель на знаменатель, то результат будет в знаменателе.

Ниже приведем краткую характеристику всех признаков:

1. Аристократия – демократия

Данный признак отражает феномен работы психики человека, выражающийся в приоритете восприятия человеком другого человека. В модели А признак отражается комбинацией аспектов в блоках.

Аристократы (бета и дельта квадры): В модели А логика блокируется (находится в одном блоке) с сенсорикой, интуиция с этикой. Как следствие, воспринимают людей с точки зрения принадлежности к группе. Стремление к моноиерархичности – единственной жесткой социальной иерархии. Коллективисты, т.к. оценивают других по принадлежности к социальной группе, то и сами стремятся к коллективизму.

Демократы (альфа и гамма квадры): В модели А логика блокируется с интуицией, сенсорика с этикой. Как следствие, воспринимают людей независимо от их социальной принадлежности и статуса, а по личным индивидуальным качествам. Стремление к полииерархичности. Социальные лестницы, иерархии, а также положение людей в них зависит от каждой конкретной ситуации и личных качеств людей, присущих данной ситуации. Индивидуалисты, т.к. оценивают людей и себя по личным качествам. Могут работать и в коллективе, пока в этом есть их личный интерес.

 2. Решительность – рассудительность

Данный признак отражает опору человека в принятии решений. В модели А признак зависит от ценностных воспринимающих аспектов.

Решительные (бета и гамма квадры): В модели А ценностные силовая сенсорика и интуиция времени. Как следствие, при принятии решений опираются на силу и скорость. Пример: “Время не ждет”, “Нет времени объяснять”

Рассудительные (альфа и дельта квадры): В модели А ценностные сенсорика ощущений и интуиция возможностей. Как следствие, при принятии решений опираются на поиск оптимальных вариантов для общего комфорта. Пример: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

 3. Веселые (субъективисты) – серьезные (объективисты)

Данный признак отражает опору человека в суждениях. В модели А признак зависит от ценностных судящих аспектов.

Веселые (субъективисты) – альфа и бета квадры: В модели А ценностные структурная логика и этика эмоций. Как следствие, в суждениях  опираются на субъективную оценку в рамках собственной концепции, .е. на свое понимание ситуации, явления и т.д. Открыто проявляют эмоции, не заботятся об уместности эмоций, вызываемом при этом отношении.

Серьезные (объективисты) – гамма и дельта квадры: В модели А ценностные логика действий и этика отношений. Как следствие, в суждениях  опираются на общепринятые, объективные концепции, т.е. на знания об объектах, окружающем мире. Сдержаны в проявлениях эмоций. Проявления эмоций возможны там, где они уместны, социально одобряемы.

 4. Статика – динамика

Установка психики по восприятию состояний и изменений. В модели А проявляется расположением аспектов по кольцам.

Статики: В модели А статические аспекты (ЧС, ЧИ, БЛ, БЭ) находятся в ментальном кольце, а динамические аспекты (БС, БИ, ЧЛ, ЧЭ) в витальном кольце. Это проявляется в том, что мышление статика ориентировано на восприятие и анализ ситуаций в одном времени, т.е. мысленное приостанавливание движения и анализ неподвижной ситуации.

Динамики: В модели А динамические аспекты (БС, БИ, ЧЛ, ЧЭ) находятся в ментальном кольце, а статические аспекты (ЧС, ЧИ, БЛ, БЭ) в витальном кольце. Это проявляется в том, что мышление динамика ориентировано на восприятие ситуации на протяжении отрезка времени, т.е. мониторинг изменений в движении.

 5. Интуиция – сенсорика

Психическая функция непосредственного восприятия. В модели А проявляется расположением аспектов по сильным и слабым блокам.

Интуиты: В модели А аспекты интуиции находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты сенсорики в блоках суперЭГО и суперИД. Это проявляется в том, что интуиты легче ориентируются во времени, чем в пространстве. Восприятие носит глобальный характер, склонны к обобщению информации. Мышление абстрактное, теоретическое. В незнакомой ситуации осваивают новое.

Сенсорики: В модели А аспекты сенсорики находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты интуиции в блоках суперЭГО и суперИД. Это проявляется в том, что сенсорики легче ориентируются в пространстве, чем во времени. Восприятие носит локальный характер, склонны к конкретизации информации. Мышление конкретное, практическое. В незнакомой ситуации опираются на уже известное.

 6. Беспечность – предусмотрительность

Установка психики человека на использование типовых ситуаций и вариантов решения. В модели А признак проявляется в оценочности – ситуативности воспринимающих аспектов

Беспечные: В модели А оценочные интуиция возможностей и сенсорика ощущений, ситуативные интуиция времени и силовая сенсорика. Как следствие, мировоззрение составляют возможности и ощущения, а планирование и статус определяются текущей ситуацией. Легко ориентируются по месту и ситуации. Каждую ситуацию склонны рассматривать, как уникальную. Более внимательны к текущей ситуации и ее возможностям.

Предусмотрительные: В модели А оценочные интуиция времени и силовая сенсорика, ситуативные интуиция возможностей и сенсорика ощущений. Как следствие, мировоззрение составляют планирование и статус, а возможности и ощущения определяются текущей ситуацией. Ориентируются на то, как и что будет, на схожесть ситуаций с предыдущим опытом. Пытаются представить будущие события, чтобы подготовиться к ним.

 7. Рациональность – иррациональность

Установка психики на приоритетность принятия решений или непосредственное восприятие. В модели А признак проявляется в акцепности – продуктивности аспектов ментального кольца.

Рационалы: В ментальном кольце модели А судящие аспекты (логика, этика) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а воспринимающие (интуиция, сенсорика) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Это проявляется в наличии единовременно одной цели и множества методов их реализации. Цели достигаются последовательно. Планируют свои действия, работу, решения.

Иррационалы: В ментальном кольце модели А воспринимающие (интуиция, сенсорика) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а судящие аспекты (логика, этика) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Это проявляется в наличии единовременно множества целей и одного метода их реализации. Цели достигаются параллельно. Если и планируют, то легко адаптируются к изменяющимся условиям, быстро корректируя планы.

 8. Квестимность – деклатимность

Установку психики человека на способ приема/выдачи информации. Данный признак делит все ТИМы на 2 группы по 8. В каждую восьмерку входят ТИМы, образующие 2 кольца заказа.

Квестимы: Разговаривают в форме: ответ – вопрос. Склонность к диалогу. Говорят короткими блоками. Говорят вопросами. При попытках перебить – останавливается. При общении важен зрительный контакт с собеседником. Частое переспрашивание.

Деклатимы: Склонность к монологу. Говорят информацию большими блоками, без остановки. Сложно перебить, если пытаются – повышает голос. Заполняют паузы рассказами. При общении могут говорить, не смотря на собеседника, как бы речь в пустоту.

 9. Процесс (правые) – результат (левые)

Данный признак отражает установка психики человека на способ регуляции и контроля протекания деятельности. В модели А отражается в порядке расположения аспектов в кольцах.

Процессные( правые): Порядок аспектов в кольцах модели А: Логика – Сенсорика – Этика – Интуиция – Логика. Фокус внимания на теле процесса, т.е. на самой деятельности. Это проявляется в склонности к непрерывному плавному развитию. Постепенно включаются в дело и выходят из него. Склонны возвращаться к делам, доделывать, отшлифовывать.

Результатные (левые): Порядок аспектов в ментальном кольце модели А: Логика – Интуиция – Этика – Сенсорика. Фокус внимания на входе и выходе в процесс. Это проявляется в склонности к скачкообразному развитию. Быстро включаются в дело, резко выходят из него. Склонны заканчивать процесс работы, не возвращаясь к нему впоследствии.

 10. Логика – этика

Психическая функция суждения, принятия решений. В модели А проявляется расположением аспектов по сильным и слабым блокам.

Логики: В модели А аспекты логика находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты этики в блоках суперЭГО и суперИД. Принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. В фокусе внимания держат содержание передаваемой информации.

Этики: В модели А аспекты этики находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты логики в блоках суперЭГО и суперИД. Принимают решения на основе этических категорий: хорошо – плохо, нравится – не нравится, чувств людей, морали, совести (ни в коем случае нельзя путать с решениями на эмоциях – внеТИМно). В фокусе внимания держат форму подачи передаваемой информации.

 11. Тактика – стратегия

Характеристика психики человека по восприятию новой ситуации. Соответственно, признак проявляется только в первые минуты входа человека в новую ситуацию, новой темы. В модели А признак зависит от инертности-контактности воспринимающих аспектов.

Тактики: В модели А инертная интуиция, контактная сенсорика. Следовательно, в новую ситуацию входят с конкретной позицией. Быстро ориентируются в конкретных материальных средствах и способах того, как можно достичь цели. Легче быстро составить оперативный план текущих действий, чем определить далекую цель. К вопросам стратегической цели, времени, перспектив переходят позже.

Стратеги: В модели А инертная сенсорика, контактная интуиция. Следовательно, в новую ситуацию входят с пониманием цели и далеких перспектив. Быстро ориентируются в далеких планах, перспективах, том, что нужно достичь. Легче ориентироваться на главную цель длительного дела, чем среагировать на возникшую проблему. К оперативным вопросам, сиюминутным задачам переходят позже.

 12. Экстраверсия – интроверсия

Установка сознания по направленности психики. В модели А признак проявляется в акцепности – продуктивности аспектов ментального кольца.

Экстраверты: В ментальном кольце модели А аспекты объектов (черные) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а аспекты отношений (белые) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Экстраверты воспринимают мир и себя в нем, как набор объектов, а воздействуют на мир, изменяя отношения между объектами. Стремятся к расширению интереса.

Интроверты: В ментальном кольце модели А аспекты отношений (белые) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а аспекты объектов (черные) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Интроверты воспринимают мир, как систему взаимосвязей между объектами и собой, а воздействуют на мир, изменяя объекты. Стремятся к углублению интереса. Склонны к сохранению энергии.

 13. Уступчивость – упрямство

Установка психики, направленная на потребности и ресурсы людей. В модели А признак проявляется в оценочности – ситуативности судящих аспектов.

Уступчивые: В модели А оценочные логика действий и этика отношений, ситуативные структурная логика и этика эмоций. Потребности людей составляют мировоззрение, ресурсы подтягивает к потребностям. Склонны уступать и тратить ресурсы, т.к. в фокусе внимания как свои, так и чужие потребности. Склонны к созданию переизбытка ресурсов, чтобы о них не думать. Пример: «Цель оправдывает средства».

Упрямые: В модели А оценочные структурная логика и этика эмоций, ситуативные логика действий и этика отношений. Имеющиеся ресурсы составляют опору мировоззрения и находятся в фокусе внимания. Формируют свои цели и потребности от имеющихся ресурсов. Пример: «Чужого мне не надо, но и свое не отдам».

 14. Позитивизм – негативизм

Окраска восприятия – последовательность восприятия позитивных и негативных сторон вопроса. Признак проявляется при входе в ситуацию. Данный признак делит все ТИМы на 2 группы по 8. В каждую восьмерку входят ТИМы, образующие 2 кольца ревизии.

Позитивисты: Сначала видят позитивные (положительные) стороны ситуации и, как следствие, на любое предложение инстинктивно соглашаются, говоря “ДА”. Спустя время они видят негативные (отрицательные) стороны вопроса. Также сразу обращают внимание на сходства объектов, т.е. то, что их объединяет. Потом переходят к различиям.

Негативисты: Сначала  видят негативные (отрицательные) стороны ситуации, на то чего не хватает и, как следствие, на любое предложение инстинктивно отказываются, говоря “НЕТ”. Спустя время они видят позитивные (положительные) стороны вопроса. Также сразу обращают внимание на различия объектов, т.е. то, что их различает. Потом переходят к общему и сходствам.

 15. Конструктивизм – эмотивизм

Характеристика психики человека по входу в контакт, в новую ситуацию. Соответственно, признак проявляется только в первые минуты (иногда секунды) входа человека в новую ситуацию. В модели А признак зависит от инертности-контактности судящих аспектов.

Конструктивисты: В модели А инертная этика, контактная логика. Следовательно, в контакт и новую ситуацию входят с позиций логики, действий, дел. Этика, эмоции включаются позже. Быстро реагируют действиями, логически на ситуацию.

Эмотивисты: В модели А инертная логика, контактная этика. Следовательно, в контакт и новую ситуацию входят с эмоций, проявления своего отношения. К делам и логике переходят позже. Быстро реагируют эмоциями, отношениями.

Список использованных источников:

  1. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. – М. Астрель. – 2003. – 523 стр.
  2. Трехов А. В. К вопросу о признаках Рейнина // Соционика, ментология и психология личности, 2002, № 6.
  3. Трехов А. В. Обобщения модели А и признаки Рейнина // Соционика, ментология и психология личности, 2004, № 3.
  4. Трехов А. В. Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов // Соционика, ментология и психология личности, 2004, № 2.
  5. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  6. Белецкая И. Е, Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  7. Рейнин Г. Р. Тайны типа: группы, модели, признаки. – М.:Чёрная белка,2010. – 296 с.
  8. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  9. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.: М., “Астрель”, 2003.
  10. Прокофьева Т.Н.. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: “Алмаз”, 2007, 108с
  11. К.-Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
  12. Хрулёв О. Признаки Рейнина с точки зрения математики // Соционика, ментология и психология личности, 2005, № 2, с. 55 – 62.
  13. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады X-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть1» 03 – 04.01.09 г. Москва
  14. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады XI-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть2» 04 – 05.04.09 г. Москва
  15. Прокофьева Т. Н. Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005.
  16. Князев А. Е., Маркетова Е. М. Проявления признака Рейнина “правые-левые”// Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, 2010, № 5.
  17. Девяткин А. С., Клеопов П. Е. Признак Рейнина «Квестимность–деклатимность» // Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н.Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.