Стимульные группы

Р. К. Коваленко

Стимулы к деятельности – малые группы (тетратомии), объединённые по признакам, которые позволяют оценить направление и специфику мотивации и стимулирования человека.
Эти группы также, как и стили лидерства, получили свои названия от работ таролога Сергей Савченко, который провёл параллели между значениями младших арканов карт Таро и стимульными группами в соционике. В настоящее время в соционике от Таро остались лишь названия, которые благодаря ярким образам способствуют запоминанию основных отличительных черт каждой группы.
Применяются для профориентации, обучения, работы, направления специфики деятельности и много другого, но, прежде всего, для мотивации людей и самомотивации. Также на проявлениях стимульных групп основаны методики экспресс-диагностики ТИМа.

Соционика рассматривает 4 основные группы мотивации, или стимулов:
15

Уникальности, или «Рыцари»: Интуиция, Экстраверсия, Беспечность.
Восприятие «рыцарей», как экстравертов, ориентировано на внеш-ний мир, на расширение и, как интуитов, на абстрактные объекты. По-этому «рыцарь» всегда настроен на расширение своего интереса. Изучив объект, он быстро теряет к нему свой интерес, и ему нужен новый объект для изучения. Как только работа становится рутиной, она тяготит «рыцаря», которому нужен постоянный вызов и уникальные задачи, с которыми он раньше не сталкивался.

Самодостаточность, или «Пажи»: Интуиция, Интроверсия, Предусмотрительность.
Восприятие «пажей», как и у «рыцарей», интуитивно, т.е. носит аб-страктный характер, но уже, как у интроверта, направлено на внутренний мир. А внутренний мир интроверта – это те объекты, с которыми у интроверта уже установлены отношения. Поэтому «паж» всегда настроен на углубление своего интереса. Интроверсия позволяет ему концентрироваться на изучении одного объекта, поиске взаимосвязей этого объекта, как с другими объектами, так и внутри самого этого объекта. «Пажи» мотивируются только тем, к чему у них уже есть интерес, и над этим они готовы долго и монотонно работать, выискивая всё новые и новые детали и закономерности интересующего их объекта.

Статус, или «Короли»: Сенсорика, Экстраверсия, Предусмотрительность.
Восприятие «королей», как сенсориков, носит локальный, конкрет-ный характер, а т.к. они экстраверты, то их восприятие направлено на внешний мир. Поэтому «короли» всегда настроены на расширение своей территории, зоны влияния, зоны ответственности. Сенсорика даёт «королям» способности в контроле и расширении большой зоны влияния, и в управлении вопросами статусов и ответственности.

Благосостояние, или «Дамы»: Сенсорика, Интроверсия, Беспечность.
Восприятие «дам», как и у «королей», носит локальный, конкретный характер, но, т.к. они интроверты, их восприятие направлено на внутренний мир. «Дамы» всегда настроены на укрепление своей территории и повышение её качества, т.е. увеличение своего благосостояния и улучшение комфортных условий на своей территории. Их не столько заботит внешний мир и регалии, сколько условия своего существования и их комфортность.

Подробнее о стимульных группах и их практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Список использованных источников:

  1. Белецкая И. Е. ,Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  2. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.
  3. Гуленко. В. В., Тыщенко В. П. Соционика идет в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – М.:Чёрная белка, 2010. – 280 с.
  4. Амирова Е. А. О королях, пажах, рыцарях и дамах // Психология и соционика межличностных отношений. – 2014. – № 12