ТУАИ

Р. К. Коваленко

Эта статья посвящена такой типологии личности, как теории уровней. В конце 80-х годов ХХ века программист из Санкт-Петербурга Яков Фельдман со своей женой Еленой Алексеевой обобщили ряд философских концепций в типологическую систему, названную теорией уровней абстрактного интеллекта.

Эта типология уходит корнями не в психологию, как соционика, а в философию. Поэтому и применима она в более широком, чем соционика или психософия, масштабе. Она используется для анализа и прогнозирования исторических процессов, происходящих в обществе, для понимания движения классов в социуме, а также может быть применима для поиска направления развития каждой отдельной личности.

И так теория уровней, опираясь на философские труды К. Маркса, Р. Луллия, К. У. Грейвза, Э. Тоффлера и других, утверждает, что существуют 10 уровней абстрактного интеллекта: от 0 до 9. Уровень ТУАИ – это уровень сложности, на котором мышление человека способно обрабатывать информацию. Уровни очень просто описываются с помощью геометрии, показывая класс сложности с помощью простейших геометрических фигур. Также каждый уровень можно охарактеризовать основными понятиями, которые появляются на этом уровне и основными операциями, связанные с этими понятиями.

 
 

Давайте рассмотрим каждый уровень в отдельности с позиции его основных понятий, операций присущих данному уровню мышления и соответственно поведению, через которое данный уровень проявляется.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно редко. Он описывает состояние существования человека без активной мыслительной или физической деятельности. В подобном состоянии находятся люди в глубоком состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда даже операция концентрации на одном объекте вызывает значительные сложности. Проявления этого уровня асоциальны и выталкиваются обществом во вне системы.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно часто. На этом уровне мышление способно удерживать в фокусе внимания один объект. А значит основные операции, присущие мышлению этого уровня: узнать объект и дать ему имя. Соответственно основным поведением, через которое будет проявляться этот уровень, будет концентрация, когда фокус внимания удерживается на объекте и изоляция, когда фокус внимания переводится с объекта. Этот уровень был доминирующим в обществе в эпоху первых государств, где рабам для выполнения работы нужна была концентрация на объекте.

 

Этот уровень способен удерживать в фокусе внимания человека множество точек или много объектов, а значит, у человека появилась потребность отличать один объект от другого. Поэтому основными операциями второго уровня являются различение и наполнение, нужно различить объекты друг от друга и наполнить ими пространство. На этом уровне впервые в обществе появляется понятие границы, которые нужны, чтобы мышление отделяло одни объекты от других по какому-либо принципу. Этот уровень получил свое развитие, когда человеку и общине необходимо было разделять охотничьи угодья и отличать, что это наша земля, а это чужая. Это наш соплеменник, а этот – чужак. Но и по сей день около 30-40% населения планеты второй уровень является основой мышления. За примерами ходить далеко не надо, достаточно просто выйти на улицу.

 

Этот уровень позволяет удерживать в фокусе внимания одну линию или один процесс. А значит, основными операциями этого уровня будет распределение объектов по линии, т.е. упорядочивание и стремление достичь более высокого порядка в линии – быть первым, лучшим. Люди с этим уровнем мышления меряют категориями лучше/хуже, тем самым определяя очередность объектов на прямой. Этот уровень развился в обществе в те времена, когда определив свои границы, потребовалось их защищать. И защитники должны были быть лучше, чем такие же люди с другой стороны. И по сей день этот уровень один из самых популярных в обществе, стремление быть лучше, красивее, сильнее, богаче, постоянные сравнения себя с кем-то, равнение – это все примеры проявления 3-го уровня.

 

Основой мышление этого уровня является множество линий или процессов в фокусе внимания. Это значит, что человек способен концентрироваться не только на процессе своей работы, но и параллельно держать во внимании работу других людей и координировать всю работу коллектива. Основной категорией этого уровня является роль, т.е. одна из тех возможных прямых, по которой можно пойти. А основными операциями этого уровня является распределение по рядам, раздача ролей. Роль – это некие рамки, в которые укладывается деятельность человека, инструкция или правила, которые помогают тебе держаться в рамках одного процесса. Этот уровень получил свое развитие в средневековье, когда необходимо было объяснить людям, почему правит ими король, и почему крестьяне работают на барина и т.д. С работой этого уровня и в те времена, и по сей день, успешно справлялась церковь, которая говорила, что король – наместник Бога на земле и это его роль. А роль крестьян – работать на барина, не нарушать правил и в конце своего пути попадание в рай. В настоящее время это самый распространенный в мире уровень.

 

На пятом уровне в поле внимания человека находится плоскость, а это значит, что нет прямой, которая как роль, правилами, обязанностями ограничивает человека в чем-то. На этом уровне впервые появляется свобода мышления, когда человека не сдерживает ничего, и он волен сам выбирать себе путь и прокладывать свою линию, а не идти по одной из предложенных. Понятие свободы на более низком 4-м уровне – это смена роли с одной на другую. Поэтому пятый уровень проявляется в поведении в том, что люди помимо того, что пытаются выделиться внешне, выйти за рамки роли, обыденности, так еще и ведут себя достаточно рискованно. Уйти с работы в неизвестность, потому что бесит – могу. Начать свое дело без опыта предпринимательства – попробую. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Не стоит путать проявление третьего уровня «выше, быстрее, сильнее» с проявлением пятого уровня «свобода самовыражения». Этот уровень получил после буржуазных революций, когда идеи 5-го уровня пришли в общество.

 

На шестом уровне в поле внимание уже много плоскостей. И если на 5-м ты нарушал норму, выходя за рамки линейного мышления 4-го уровня, то на 6-м уровне понятие нормы становится в разы более субъективным. Для каждого своя норма и у каждого своя плоскость. На пятом уровне человек не просто видит различия путей и подходов, но и объясняет это причинно-следственными связями. На шестом уровне человек понимает мир, его многообразие и причины отличий одного объекта или пути от другого. Этот уровень получил развитие во время развития правового государства и научных революций, когда обществу нужны были ответы на вопрос: «А почему это так, а не иначе?».

 

Мышление седьмого уровня основано на удержании в фокусе внимания целой системы, а это значит, что эта система уникальна. Данный уровень получил свое развитие в середине XX века, когда несколько плоскостей объясняли причины, но не объясняли это с такой долей точности, с какой это стало необходимо миру. Тем более некоторые теории противоречили друг другу, и в рамках многоплоскостного мышления это вполне укладывалось, но они не сочетались друг с другом в единую систему. Это потребовало от людей оригинальных идей, парадоксов, инноваций, которые разрушат старое понимание и на его основе построят новое системное видение мира. Седьмой уровень – это уровень изобретателей, новаторов и не просто, когда кто-то вышел за рамки одного процесса, а придумал принципиально новое, выйдя за рамки плоскостей. Как пример работы мышления 7-го уровня можно привести работы Альберта Эйнштейна, Николо Теслы, Стивена Хокинга, чьи труды легли в основу научных картин мира в своих областях.

 

В фокусе внимания находятся уже много систем, и основной операцией является снятие границ, ведь в каждой системе свои устои, нормы и их бесчисленное множество. Если на шестом уровне человеку важно понять причину, то на восьмом причина и так ясна, и поэтому человек принимает другого человека или явление таким, какое оно есть. На этом уровне впервые в мышлении человека уходят границы. Восьмой уровень стал проявляться у некоторых людей в истории лишь в середине ХХ века, когда требовалось примирить массы людей, отнестись с пониманием к потребностям каждого и в том числе людей, которые считают тебя врагом. Как пример проявления восьмого уровня деятельность и идеи Махатмы Ганди, Нельсона Манделы.

 

Девятый уровень является мифическим и подразумевает, что в фокусе внимания у человека находятся все. В жизни и он не встречается, разве что можно сделать предположение, проведя параллели с историей буддизма, что когда Сиддхартха Гаутама достиг просветления, он достиг именно девятого уровня абстрактного интеллекта.

Ребенок с момента рождения начинает так или иначе последовательно набирать опыт по всем восьми уровням. Начиная с игры погремушкой (1 уровень), продолжая командными заданиями в школе (4 уровень) и изучением причинности физических явлений в старших классах (6 уровень). Но мозг человека так устроен, что невозможно работать на всех уровнях сразу. Поэтому на каких-то уровнях человек останавливается и продолжает преимущественно работать на них. Причем в процессе своей жизни он может менять свой набор уровней как в верхнюю сторону, развиваясь и прогрессируя, а может наоборот, деградировать, переходя с 5-го уровня на 4-й или 3-й.

Систему уровней для каждого конкретного человека, или – набор уровней. У каждого человека есть целевой уровень – это то мышление, к которому он стремится, опыта по нему мало, чтобы человек мог уверенно работать по нему, но стремление достичь его есть. Ядро или инструмент, это тот уровень, на котором опыта в разы больше, чем по целевому уровню и этот опыт используется для достижения цели. База – это пассивный уровень, с огромным количеством опыта, на который опирается инструмент для своей деятельности.

 

Например, клерк, безвылазно работающий в офисе с утра и до вечера, мечтает стать директором офиса и самому раздавать поручения. В этой ситуации стремление стать директором – цель, т.е. 4-й уровень является целевым. Безвылазная работа в офисе с утра до ночи – средство, стремление стать лучшим в офисе и тем самым получить место босса. 3-й уровень – инструментальный. И базовым в данном случае является второй уровень.

Или еще один пример: человек хочет совершить открытие и решить одну из задач тысячелетия. Для этого он изучает все знания, что были открыты до него, но для таких дел необходимо много времени. И человек бросает работу и пускается в свободное плавание и периодический фриланс. В этой ситуации 7-й уровень целевой, 6-й уровень инструментальный и 5-й уровень база, опыт по которой позволяет безболезненно и не напрягаясь существовать в режиме свободного плавания.

Отношения между людьми или обществами разных уровней происходит по следующей схеме:

А = Б => конкуренция равных;
|А – Б| = 1 => кооперация соседних;
|А – Б| > 1 => агрессия низших к высшим;
где А и Б – целевые уровни разных людей.

Структура доминирующих уровней в обществе устроена аналогично структуре уровней одного человека. А значит можно найти причины октябрьской революции в России, причины гонения на кулаков, причины репрессиям 30-х годов, событиям происходящих в 90-е годы и т.д. Но это уже тема для обсуждения или следующих статей.

Подробнее о ТУАИ, ее соотношению с соционикой, взаимосвязями с историей, философскими концепциями, и ее практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Отдельно хотелось бы поговорить о проявлениях уровней ТУАИ применительно к соционике. Не о том, как соционика пересекается с ТУАИ, а о примерах проявления уровней в среде социоников.

Список используемых источников:

  1. Фельдман Я.А. Философ на пляже. Книга для умных любого возраста. — М.: Чёрная белка, 2009. — 135 с.
  2. Фельдман Я.А. Педагогика Луны и Педагогика Солнца». — М.: Доброе слово: Чёрная белка, 2007. — 144 с.
  3. Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека. — М.: Доброе слово, 2005.