Группы восприятия

Р. К. Коваленко

Группы восприятия (группы перцепции) – малые группы (тетратомии), объединённые по признакам, отвечающим за восприятие, обработку и форму выдачи информации. Впервые были описаны Виктором Гуленко в 1992г.
Применяются для нахождения той формы подачи информации, которая будет наиболее понятна человеку: постановка задач, выдача указаний, обучение. Полезны в применении руководителям и педагогам для более полного донесения информации до человека в той форме, в которой он способен лучше её усвоить.

17

Основательные: Рациональность, Сенсорика, Тактика.
Как рационалы, они излагают информацию последовательно, а как сенсорики, с большим количеством деталей и уточнений, раскрывая все мельчайшие нюансы и подробности, конкретизируя информацию об объектах материального мира и взаимоотношения с ними. А как тактики, они излагают свою информацию постепенно, пошагово. Рассказ основательного будет самым детальным и подробным из представителей всех групп восприятия.

Обстоятельные: Рациональность, Интуиция, Стратегия.
Обстоятельные, как рационалы, излагают информацию последова-тельно, но, как интуиты, свою речь наполняют большим количеством отсылок ко времени, как бы привязывая свой рассказ к временной шкале, при этом не вдаваясь в излишние подробности. Как стратеги, они чётко осознают цель рассказа, о которой говорят в самом начале своей речи.

Гибкие: Иррациональность, Сенсорика, Стратегия.
Гибкие, как иррационалы, легко переключаются на восприятие но-вой информации, легко реагируют на смену темы и сами меняют тему, когда считают, что она себя исчерпала. Как у стратегов, их цели диалога конкретные, но, как у иррационалов, у них всегда есть запасная цель, на которую можно переключиться в процессе рассказа. Как сенсорики, они излагают информацию чётко и сжато с минимальным количеством деталей, необходимых для донесения информации. Подстраиваются в речи под обстоятельства, гибко их обходя.

Восприимчивые: Иррациональность, Интуиция, Тактика.
Восприимчивые, как интуиты, настроены на постоянное восприятие информации и в своей речи практически не конкретизируют детали и подробности. Они быстрее всех включаются в новую информацию и готовы к её восприятию. Как иррационалы, они быстро адаптируются под меняющуюся тему и порой сами её меняют, когда тема становится неинтересной. Конечная цель, как у тактиков, разговора не всегда ясна, они под неё подстраиваются в процессе её достижения.

Подробнее о группах восприятия и их практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Список использованных источников:

  1. Гуленко. В. В., Тыщенко В. П. Соционика идет в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – М.:Чёрная белка, 2010. – 280 с.
  2. Караваева С.А Преподавание английского языка с учётом скорости восприятия информации.// «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология», 2016 №7-8