Иррациональность / рациональность

соционика матчасть

Признак “иррациональность / рациональность”

Р. К. Коваленко, Н. А. Звонарёва

Признак “иррациональность / рациональность” определяет установку психики на приоритетность принятия решений или непосредственное восприятие информации из мира. В модели А признак проявляется в расположении аспектов суждения и восприятия на акцептных и продуктивных функциях.

Рациональные блокировки

Иррациональные блокировки

ЧЭ+БС

БЭ+ЧС

ЧИ+БЛ

БИ+ЧЛ

ЧЛ+БИ

БЛ+ЧИ

ЧС+БЛ

БС+ЧЛ

ЧЛ+БС

БЛ+ЧС

ЧС+БЭ

БС+ЧЭ

ЧЭ+БИ

БЭ+ЧИ

ЧИ+БЭ

БИ+ЧЭ

Проявления признака:

Критерий Рационалы Иррационалы
В модели В модели А судящие аспекты (логика, этика) на акцепных функциях, а воспринимающие (интуиция, сенсорика) на продуктивных функциях. В ментальном кольце модели А воспринимающие (интуиция, сенсорика) на акцепных функциях, а судящие аспекты (логика, этика) на продуктивных функциях.
Консервативны (стараются обеспечить в рамках аспекта то, что считают необходимым) в вопросах Правил, порядка, законов, эффективности, целесообразности, последовательности, причинно-следственных связей, системности, отношений, эмоций, совести, морали, настроения. Ощущений, комфорта, уюта, силы, влияния, давления, территорий, интереса, возможностей, вариативности, скорости, планов, традиций, развития, истории.
Новаторы (изменяют мир и манипулируют понятиями) в вопросах Ощущений, комфорта, уюта, силы, влияния, давления, территорий, интереса, возможностей, вариативности, скорости, планов, традиций, развития, истории. Правил, порядка, законов, эффективности, целесообразности, последовательности, причинно-следственных связей, системности, отношений, эмоций, совести, морали, настроения.
Проявление Придерживается принятого решения (суждение на акцептных функциях) подбирая методы для его реализации (продуктивное восприятие). При изменении ситуации (акцептное восприятие) изменяет принятое решение на более достижимое (продуктивное суждение).
Цели Одна цель, много методов. Много целей, один метод.
Отношение к целям и методам Охотнее подбирает методы. Охотнее выбирает цели.
Достижение целей Последовательное. Сначала одну, затем вторую, далее третью. Параллельное. Периодические переключения между целями до их достижения.
Последовательность действий Делает последовательно одну работу за другой. Любит делать несколько дел сразу, параллельно.
Образ действий Ритмично, стабильно, последовательно. В меняющемся ритме.
В чем специалисты Специалисты по созданию ситуации, по входу в неё. Создают впечатление, состояние, самочувствие. Специалисты по выходу из ситуации.
Жизненная позиция Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее. Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности.
Выбивает из колеи Потеря цели. Недостаток средств, метода.

Заметки по теме

Иррациональностью в соционике называют расположение аспектов восприятия (интуиция и сенсорика) на акцептных функциях, а аспектов суждения (логика, этика) на продуктивных. Следовательно, иррационалами с т.з. соционики являются люди, которые воспринимают мир через сенсорные и интуитивные категории, и при этом считают, что мир именно такой, каким они его видят. По аспектам акцептных функций человек всегда стремится к консерватизму, т.е. человек стремится сохранить мир таким каким он его воспринимает. Или изменить мир, под собственное видение мира. Поэтому иррационалы стремятся описывать мир через такие понятия как “удобство”, “комфорт”, “уют”, “тенденции”, “традиции”, “развитие”, “темпы”, “возможности”, “интересы”, “территория”, “власть”, которые стремятся ввести интуицию или сенсорику мира в стабильное контролируемое и заранее известное состояние. Иррациональные логики будут все свои действия и решения изменять для достижения или сохранения стабильности по аспектам акцептных функций. Иррационал будет принимать решения не исходя из собственных логических и этических взглядов (принципы, мораль, совесть, закон), как рационал, а исходя из стабильности интуиции и сенсорики – собственного ощущения времени, своего интереса, своего влияния или комфорта.
На этой почве и возникает один из самых ярких соционических конфликтов, когда рационал выстраивает нормы морали, нравственности, вводит законы, правила, а иррационал их изменяет под изменения мира, собственные интересы, для своего влияния или удобства.

Суть признака “иррациональность” в соционике определяется расположением целостных аспектов на акцептных функциях, а дробных на продуктивных. Это проявляется в том, что мышление иррационала основано на ассоциативных цепочках, к которым подвязываются причинно-следственные аргументы. В частности в основе юмора иррационалов лежат образы и рождающиеся ассоциации, а не разворачивающая в шутке причинно-следственная цепочка.

На картинке ниже представлен пример признака “стратегия”. Он выражается в двух моментах. Уязвимости собственного восприятия сенсорики и быстроте включения интуиции. Тут мы видим, что человек отстаивает свою позицию о том, каким должен быть крабовый салат при помощи интуитивных образов.
При этом стоит отметить, что интуитивные образы не обоснованы логикой или этикой. Мы не можем отследить почему возник именно образ банана или подрозетника. Это говорит об акцептности интуиции – признак “иррациональность”.

 

Рациональностью в соционике называют расположение аспектов суждения (логика и этика) на акцептных функциях, а аспектов восприятия (интуиция, сенсорика) на продуктивных. Следовательно, рационалами с т.з. соционики являются люди, которые воспринимают мир через логические и этические категории, и при этом считают, что мир именно такой, каким они его видят. По аспектам акцептных функций человек всегда стремится к консерватизму, т.е. человек стремится сохранить мир таким, каким он его воспринимает. Или изменить мир под собственное видение мира. Поэтому рационалы стремятся описывать мир через такие понятия как “мораль”, “совесть”, “нравственность”, “настроение”, “мотивация”, “воспитание”, “правила”, “порядок”, “закон”, “инструкция”, которые стремятся ввести логику или этику мира в стабильное контролируемое и заранее известное состояние. Рациональные логики будут вводить и строить законы, правила, инструкции, порядки для того чтобы достичь справедливости, т.е. стабильности логики в мире. Рациональные этики будут устанавливать этические нормы, диктовать мораль, взывать к совести, и навязывать в мир идеи о нравственности, для того чтобы обеспечить стабильность этики.
У рациональных этиков идет запрос от дополняющего партнера на упорядочивание логической стороны мира, т.е. на введение правил, структур, иерархий, технологий, порядков, а у рациональных логиков идет запрос от мира на стабильность этики, т.е. установление и поддержание норм нравственности, морали и т.д.

Косвенным проявлением признака “рациональность” в соционике является последовательное достижение целей. Сначала одна цель, затем другая. При наличии трудностей в достижении цели в связи с различными обстоятельствами рационалы склонны изменять план действий для достижения цели, но сама цель не меняется. Также они склонны себя и других оценивать по степени завершенности целей, дел, действий.
Но стоит помнить, что данные проявления лишь следствия способа восприятия и обработки информации человеком, на которые наслаиваются личный опыт, воспитание, и натренированные поведенческие паттерны.

Список используемых источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  3. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады X-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть1» 03 – 04.01.09 г. Москва
  4. Прокофьева Т.Н.Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005.
  5. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.: М., “Астрель”, 2003.
  7. Прокофьева Т.Н.. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: “Алмаз”, 2007, 108 с.