Стили лидерства

соционика матчасть

Стили лидерства

Р. К. Коваленко

Стили жизни (стили лидерства или группы аргументации) – малые группы (тетратомии) оценивающие то, на чём люди основывают свои суждения.
В середине 90-х годов ХХ века таролог Сергей Савченко, заинтересовавшись соционикой, провёл параллели между мастями карт Таро и стилями жизни в соционике. Однако не стоит думать, что соционика настолько плотно завязана с Таро, соционика, прежде всего, является наукой и от Таро в настоящее время остались лишь названия, которые благодаря ярким образам способствуют запоминанию основных отличительных черт каждой группы.
Применяются для профориентации, обучения, работы, направления специфики деятельности, развитии лидерских качеств и т.д. Также на проявлениях стилей жизни основаны методики экспресс-диагностики ТИМа.

14

Конструкторы или «Пентакли»: Логика, Рациональность, Эмотивизм.
«Пентакли» принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. При этом, как рационалы, они чётко придерживаются принятого решения. Вначале обращают внимание на людей, потом уже переходят к делам. Оценивают себя и других людей по степени завершенности задуманной логической цели, т.е. по конкретно-достигнутому результату.

Блюстители или «Посохи»: Этика, Рациональность, Конструктивизм.
«Посохи» принимают решения на основе этических категорий: хорошо / плохо, нравиться / не нравиться, чувств людей, морали, совести. При этом, как рационалы, они чётко придерживаются принятого решения. Придерживаются чётко заданных убеждений о том, что такое хорошо, морально, этично и т.д. Взывают людей к этическим нормам и следят за их исполнением. Вначале обращают внимание на правила, порядок, а потом уже на людей. Людей оценивают по соответствию ими нравственных норм, намерениям.

Реструкторы или «Мечи»: Логика, Иррациональность, Конструктивизм.
«Мечи», как и «пентакли», принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. Но при этом они, как иррационалы, свои решения меняют в зависимости от изменившейся ситуации. «Мечи» занимаются не столько строительством логических концепций, как «пентакли», сколько логическим творчеством, оттачивая своё мастерство управления логикой и манипулирования логическими концепциями. Их стезя – найти самый простой и логичный путь, самый выгодный и эффективный метод. Их логика включается очень быстро, а потом уже подключается этика. Людей и себя оценивают по умению и мастерству.

Дипломаты или «Кубки»: Этика, Иррациональность, Эмотивизм.
«Кубки», как и посохи, принимают решения на основе этических ка-тегорий: хорошо / плохо, нравится / не нравится, чувств людей, морали, совести. Но, как иррационалы, свои решения меняют в зависимости от изменившейся ситуации. Этикой «кубки», в отличие от «посохов», не декларируют нормы и правила морали и нравственности, а подстраивают их под ситуацию, умело манипулируя этикой для оправдания себя и людей, чтобы всем было не обидно и комфортно. Их этика включается быстро, позволяя им лавировать между интересами разных людей, занимаясь творчеством в рамках взаимоотношений между людьми. Людей оценивают по эмоциональному отклику, отдаче.

Подробнее о стилях лидерства и их практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Заметки по теме

Тетратомия “стили лидерства” или “стили аргументации” описывает то, как человек воспринимает и оценивает окружающий мир и себя самого. Одна из групп этой тетратомии называется дипломаты или «Кубки». Эта группа сочетает в себе признаки: Этика, Иррациональность, Эмотивизм.
«Кубки», как этики, принимают решения на основе этических категорий: переживаний людей, их эмоций, с учетом отношений между людьми. Но при этом они, как иррационалы, свои решения меняют в зависимости от изменившейся ситуации. «Кубки» занимаются не столько построением стабильных этических концепций (мораль, нравственность), как «посохи», сколько этическим творчеством, оттачивая своё мастерство управления этикой и манипулирования настроением и отношениями. Их стезя – никого не обидеть, оставаться со всеми в хороших отношениях, разряжать конфликтные ситуации между людьми. Их этика включается очень быстро, что позволяет им мгновенно реагировать на различные проблемные ситуации, на изменения отношения к себе или между людьми, а также изменения эмоционального фона и гибко корректировать настроение или свое отношение. Людей и себя оценивают по умению чувствовать, сопереживать, давать ответный эмоциональный отклик.
Часто от них можно услышать подобные фразы: “Да ну мы же друзья”, “Ну что ты расстраиваешься, все же хорошо”, “Поможешь мне, как другу”, “Я же к тебе со всей душой…”
В речи у ярких представителей этой группы прослеживается стремление к творчеству и управлению в вопросах этики, как БЭ, так и ЧЭ. Если Гексли и Наполеон будут управлять этикой при помощи аспекта БЭ, т.е. изменять отношения с людьми, управлять психологической дистанцией, то Дюма и Есенин будут реализовывать эти признаки через призму аспекта ЧЭ – управлять настроением, регулировать эмоциональный фон и т.д.

Другая группа этой тетратомии называется реструкторы или «Мечи». Эта группа сочетает в себе признаки: Логика, Иррациональность, Конструктивизм.
«Мечи», как логики, принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. Но при этом они, как иррационалы, свои решения меняют в зависимости от изменившейся ситуации. «Мечи» занимаются не столько строительством логических концепций, как «пентакли», сколько логическим творчеством, оттачивая своё мастерство управления логикой и манипулирования логическими концепциями. Их стезя – найти самый простой и логичный путь, самый выгодный и эффективный метод. Их логика включается очень быстро, а потом уже подключается этика. Людей и себя оценивают по умению и мастерству, навыкам и пониманию.
Часто от них при оценке других и себя можно услышать подобные фразы: “Что ты умеешь?”, “Докажи что ты можешь?”, “Сначала сделай”, “А можешь сделать это лучше?”.
В речи у ярких представителей этой группы прослеживается стремление к творчеству и новаторству в вопросах логики, как БЛ, так и ЧЛ: навыков, профессионализма, умений, понимания. Если Габен и Бальзак будут достигать консервативности логики при помощи аспекта ЧЛ, т.е. придумывать нестандартные технологии, нестандатртные действия, то Жуков и Дон Кихот будут реализовывать эти признаки через призму аспекта БЛ – создавать структуры, правила, искать лазейки в законах, играть пониманием и т.д.

Еще одна группа этой тетратомии называется конструкторы или «Пентакли». Эта группа сочетает в себе признаки: Логика, Рациональность, Эмотивизм.
Как логики, «Пентакли» принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. При этом, как рационалы, они чётко придерживаются принятого решения. Вначале обращают внимание на людей, потом уже переходят к делам. Оценивают себя и других людей по степени завершенности задуманной логической цели, т.е. по конкретно-достигнутому результату. Часто от них при оценке других и себя можно услышать подобные фразы: “Чего ты добился?”, “Где результат?”, “Что конкретно ты сделал?”, “Что будет в итоге?”, “К чему это приведет?”, “Где твои достижения?”.
В речи у ярких представителей этой группы прослеживается стремление к обеспечении стабильности и консервативности в вопросах логики, как БЛ, так и ЧЛ: дел, работы, системности, законности, понимания. Если Джек и Штирлиц будут достигать консервативности логики при помощи аспекта ЧЛ, т.е. через эффективность, полезность, практическую применимость, то Робеспьер и Максим будут реализовывать эти признаки через призму аспекта БЛ – правильность, системность, соответствие принципам и т.д.

Еще одна группа этой тетратомии называется блюстители или «Посохи». Эта группа сочетает в себе признаки: Этика, Рациональность, Конструктивизм.
Как этики «Посохи» принимают решения на основе этических категорий: хорошо / плохо, нравится / не нравится, чувств людей, морали, совести. При этом, как рационалы, они чётко придерживаются принятого решения. Придерживаются чётко заданных убеждений о том, что такое хорошо, морально, этично и т.д. Взывают людей к этическим нормам и следят за их исполнением. Вначале обращают внимание на правила, порядок, а потом уже на людей. Людей оценивают по соответствию ими нравственных норм, намерениям.
В речи у ярких представителей этой группы прослеживается стремление к обеспечении стабильности и консервативности в вопросах этики, как БЭ, так и ЧЭ: настроения, морали, нравственности, правил приличия, социальных норм, воспитания, уместности проявления эмоций или отношений. Если гюго и гамлет будут достигать консервативности этики при помощи аспекта ЧЭ, т.е. воздействуя на эмоциональный фон, то драйзер и достоевский будут реализовывать эти признаки через призму аспекта БЭ – морализаторство, отношения и т.д.

Список использованных источников:

  1. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  2. Прокофьев В.Г. Лидером рождаются или становятся, 2014.
  3. Гуленко. В. В., Тыщенко В.П. Соционика идет в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – М.:Чёрная белка, 2010. – 280 с.