Логика / этика

Признак “логика / этика”
Р. К. Коваленко, Н. А. Звонарёва
Признак “логика / этика” определяет психическую функцию суждения, является опорой в принятии решений.
В модели А проявляется расположением аспектов суждения (логика, этика) по сильным и слабым функциям.
Логики |
Этики |
Аспекты логики (ЧЛ; БЛ) находятся на сильных функциях. | Аспекты этики (ЧЭ; БЭ) находятся на сильных функциях. |
Аспекты этики (ЧЭ; БЭ) находятся на слабых функциях. | Аспекты логики (ЧЛ; БЛ) находятся на слабых функциях. |
Проявления признака
Критерий |
Логика |
Этика |
Принимают решения на основе | Логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. В фокусе внимания держат содержание передаваемой информации. | Этических категорий: хорошо – плохо, нравится – не нравится, чувств людей, морали, совести (ни в коем случае нельзя путать с решениями на эмоциях – внеТИМно). В фокусе внимания держат форму подачи передаваемой информации. |
Ход мышления | Аналитический, беспристрастный:
«правильно», «полезно». |
Оценочный, причастный:
«нравится», «верно». |
Цель общения | Донести истину,
обменяться информацией. |
Донести отношение,
обменяться энергией. |
Деятельность, не требующая большого расхода энергии | Организация процессов, структур,
разработка схем и технологий. |
Работа с людьми, образами, эмоциями, человеческими отношениями. |
Оценивают людей в работе | По квалификации,
по результату. |
По участию, старанию. |
Ориентация на | Дело,
справедливость, законы. |
Людей,
милосердие, обычаи. |
Приоритеты | Что сказано,
содержание. |
Кем и как сказано,
форма. |
Заметки по теме
Признак “Логика / Этика” в соционике определяет степень детализации дробной информации (логика и этика). Этиками называют типы, которые воспринимают и выдают информацию аспектов этики с большой степенью детализации, разводя грани между понятиями, нюансы, оттенки и полутона. У этиков аспекты логики располагаются на слабых функциях, а это значит, что они тоже способны воспринимать и выдавать логическую информацию, но более поверхностно, в общих чертах, без деталей и нюансов.
На картинке ниже приведен пример инертной слабой этики (болевая и активационная функции). Когда человек долго включается в восприятие информации по аспекту, а включившись воспринимает ограниченное число градаций и категорий. В большинстве случаев при попадании этической информации на слабую инертную функцию у человека быстрее реагирует контактная сильная логика, т.е. он начинает перерабатывать этическую информацию в схемы, структуры, графики и формулы и т.д. или, как в примере, может просто не включиться в тему этики вообще и перепутать с логической темой.
Признак “логика” в соционике описывает высокую степень детализации восприятия информации по аспекту логики и низкую степень детализации восприятия информации по аспекту этики. На практике это часто проявляется в том, что люди оперируют ограниченным набором этических категорий. Например, как на картинке ниже — человек во всем многообразии аспекта отношений оперирует всего 2-мя категориями: “любишь” и “бесишь”. Взаимоисключение одной категории предполагает наличие второй. Это яркий и наглядный, хоть и немного утрированный, пример проявления слабой этики.
Слабыми функциями в соционике называют алгоритмы обработки информации, которые не позволяют человеку различать большого количества градаций по своей теме. Например, термин “слабая этика” означает, что человек различает малое количество градаций в тематике отношений, настроений и эмоций.
Среди занимающихся соционикой существует множество различных ошибок в определении типа. Например, одной из самых распространенных ошибок является путаница между наличием аспекта в речи и блоком ЭГО. Если человек говорит об аспекте информации, значит он у него в блоке ЭГО. Например, в стихотворении Булата Окуджавы присутствуют аспекты БЭ (осуждение, прощение, грехи, враг/друг), поэтому он белый этик.
На самом деле, количество выдаваемой информации никак не связано с положением аспекта в модели. Человек может выдавать информацию в мир с абсолютно любой функции. Важны условия и параметры выдачи – именно они определяют положение аспекта в той или иной функции, а не наличие аспекта в речи.
Наличие аспекта в речи может говорить о его ментальности, и только в том случае, если человек сам поднял этот аспект в своем разговоре, а не кто-то сфокусировал его извне. Поэтому наличие в стихотворении Булата Окуджавы аспекта БЭ говорит нам, в лучшем случае, о признаке “статика” и ни о чем больше.
Список использованных источников:
- Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
- Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
- Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.: М., “Астрель”, 2003.
- Прокофьева Т.Н.. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: “Алмаз”, 2007, 108с