Соционика и подарки

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.
Скоро Новый Год, поэтому мы продолжаем тему подарков.
Сегодня мы поговорим о том, как соционика поможет вам выбрать подарок. Сразу хочется сказать, что любой человек будет рад любому подарку, т.к. он понимает, что вы можете не знать его хорошо и дарите подарок для того, чтобы ему было приятно.
Поэтому в этой статье мы поговорим о таких подарках, цель которых в том, чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик у человека.
Для начала рассмотрим ситуацию с точки зрения теории соционики:
Для начала рассмотрим ситуацию с точки зрения теории соционики:
1) Подарки лучше дарить по слабым функциям, т.к. человек нуждается в поддержке извне. Подарив подарок человеку на его сильную функцию, вы рискуете сделать ошибочный выбор, вызвать на себя критику в неправильном выборе, т.к. человек с позиции своей сильной может разбираться в этой теме лучше вас.
2) Подарки лучше дарить по ценностным функциям, т.к. человек ждет информацию по ним, готов прилюдно обсуждать эти темы и делиться впечатлениями. А это именно то, что нужно, когда вы дарите подарок.
3) Подарки лучше дарить по контактным функциям, т.к. именно по ним человек неуязвим к критике. И даже если вы не попадете подарком в точку, то человека это не заденет, и он одарит вас улыбкой в ответ. По инертным функциям вы лишены шанса на ошибку, т.к. по ним человек уязвим к критике, и может воспринять ваш подарок, как критику его самого.
4) По акцептным функциям дарите человеку то, чем он может наслаждаться. По продуктивным то, с чем он может поработать.
Итого, согласно этим правилам выделим три наиболее существенных направления дарения подарков.
1) Подарки на внушаемую функцию. Самый беспроигрышный вариант. Функция слабая, а значит человек может и не распознать то, что вы не совсем качественно разбираетесь в вопросе. Функция ценностная, а следовательно человек неосознанно ждет подарка именно сюда. И функция контактная, что позволит вам быть более свободным в выборе. Единственное, что надо запомнить – человек не должен задумываться, где и как он будет использовать ваш подарок, т.к. функция слабая и одномерная, и оценить контекст использования будет крайне проблематично.
ЧС | Дорогие статусные вещи: часы, ручки parker и т.д. |
БС | Удобные вещи: теплые носки, свитер, плед, подушка, массаж |
ЧИ | Универсальные, необычные или уникальные вещи |
БИ | Вещи вызывающие ностальгию, подчеркивающие общую историю; антиквариат |
ЧЛ | Полезные вещи; техника; технологичные штучки |
БЛ | Книги о науке, книги в формате «коротко о чем-то в схемах и таблицах» |
ЧЭ | Билеты на концерт, театр, атмосферные зрелища; эмоциональная подача |
БЭ | Романтический ужин; приятные слова; открытки |
2) Подарки на активационную функцию. Тоже неплохой вариант. Функция также, как и внушаемая, слабая и ценностная, а значит человек неосознанно ждет подарка именно сюда и не всегда сможет оценить качество выбора вашего подарка. Но здесь есть риск обидеть человека, т.к. функция инертная. Также функция продуктивная, а значит человек должен воспользовавшись вашим подарком достичь какого-то положительного для себя результата в рамках аспекта. Поэтому на активационную дарите инструменты, которые облегчат человеку работу по аспекту, но при этом они не должны быть слишком сложными, чтобы человек не справился.
ЧС | Абонемент в спортзал; сертификат в салон красоты к известному мастеру |
БС | Набор чая/кофе; ограниченный набор специй с инструкцией; курсы йоги |
ЧИ | Устроить интригу, сюрприз, квест с отгадыванием подарка |
БИ | Курсы по тайм-менеджменту, скорочтению |
ЧЛ | Сертификат на курсы по эффективному шопингу, эффективному развитию; скидочные карты |
БЛ | Тетради для ведения конспектов, классификаторы, пазлы |
ЧЭ | Экстремальные развлечения (прочувствовать яркие эмоции на себе) |
БЭ | Устроить посиделки в дружеской компании; вещи, подчеркивающие ваши отношения с человеком |
3) Подарки на творческую функцию. Функция ценностная и контактная, поэтому по ней человек ждет подарков и обсуждений, но тех, которые при этом они не заденут его. Надо уже учитывать, что функция сильная и продуктивная, т.е. это самая главная зона творчества человека. Поэтому подарок на творческую должен быть плацдармом для того, чтобы человек реализовал свою творческую функцию, при этом сложность подарка должна быть подстать силе функции и ее возможностям. Также на творческую можно дарить сертификаты, т.е. где человек должен в рамках аспекта выбрать сам себе подарок.
ЧС | Сертификат на выбор статусных товаров или спорт-магазин; набор для моделирования военной техники |
БС | Большой набор разнообразных специй; набор эфирных масел; курсы массажа |
ЧИ | Подарок, который связан с реализацией их глубокого интереса в рамках интересной им темы |
БИ | Что-то связанное со скоростью (гонки); квесты на время |
ЧЛ | Большой и широкий набор инструментов; сертификат на покупку техники, инструментов |
БЛ | Головоломки, ребусы, настольные игры со сложными правилами и т. д. |
ЧЭ | Сертификат на театральные курсы, эмоциональные танцы (сальса, бочата) |
БЭ | Организовать большую вечеринку или поход куда-либо с множеством друзей |
Но это не значит, что вы должны дарить подарок только на какую-то из этих функций. Можно дарить подарки, которые будут воздействовать на несколько функций сразу. Главное помните, что подарок так или иначе должен подходить человеку и по внесоционическим параметрам. Краски и мольберт в качестве подарка человеку, который ни разу не рисовал, вызовут как минимум недоумение.
Авторы статьи выражают благодарность учебной группе семинаров 16-17 годов за помощь в мозговом штурме.
Список использованных источников:
- Кольцова В.Ю. О пользе комплиментов // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2010. №3
- Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
- Прокофьева Т. Н., Девяткин А. С., Исаев Ю. В. Практическое применение горизонтальных блоков модели А // Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – № 2.