Стимульные группы

соционика матчасть

Стимульные группы

Р. К. Коваленко

Стимулы к деятельности – малые группы (тетратомии), объединённые по признакам, которые позволяют оценить направление и специфику мотивации и стимулирования человека.
Эти группы также, как и стили лидерства, получили свои названия от работ таролога Сергей Савченко, который провёл параллели между значениями младших арканов карт Таро и стимульными группами в соционике. В настоящее время в соционике от Таро остались лишь названия, которые благодаря ярким образам способствуют запоминанию основных отличительных черт каждой группы.
Применяются для профориентации, обучения, работы, направления специфики деятельности и много другого, но, прежде всего, для мотивации людей и самомотивации. Также на проявлениях стимульных групп основаны методики экспресс-диагностики ТИМа.

Соционика рассматривает 4 основные группы мотивации, или стимулов:
15

Уникальности, или «Рыцари»: Интуиция, Экстраверсия, Беспечность.
Восприятие «рыцарей», как экстравертов, ориентировано на внеш-ний мир, на расширение и, как интуитов, на абстрактные объекты. По-этому «рыцарь» всегда настроен на расширение своего интереса. Изучив объект, он быстро теряет к нему свой интерес, и ему нужен новый объект для изучения. Как только работа становится рутиной, она тяготит «рыцаря», которому нужен постоянный вызов и уникальные задачи, с которыми он раньше не сталкивался.

Самодостаточность, или «Пажи»: Интуиция, Интроверсия, Предусмотрительность.
Восприятие «пажей», как и у «рыцарей», интуитивно, т.е. носит аб-страктный характер, но уже, как у интроверта, направлено на внутренний мир. А внутренний мир интроверта – это те объекты, с которыми у интроверта уже установлены отношения. Поэтому «паж» всегда настроен на углубление своего интереса. Интроверсия позволяет ему концентрироваться на изучении одного объекта, поиске взаимосвязей этого объекта, как с другими объектами, так и внутри самого этого объекта. «Пажи» мотивируются только тем, к чему у них уже есть интерес, и над этим они готовы долго и монотонно работать, выискивая всё новые и новые детали и закономерности интересующего их объекта.

Статус, или «Короли»: Сенсорика, Экстраверсия, Предусмотрительность.
Восприятие «королей», как сенсориков, носит локальный, конкрет-ный характер, а т.к. они экстраверты, то их восприятие направлено на внешний мир. Поэтому «короли» всегда настроены на расширение своей территории, зоны влияния, зоны ответственности. Сенсорика даёт «королям» способности в контроле и расширении большой зоны влияния, и в управлении вопросами статусов и ответственности.

Благосостояние, или «Дамы»: Сенсорика, Интроверсия, Беспечность.
Восприятие «дам», как и у «королей», носит локальный, конкретный характер, но, т.к. они интроверты, их восприятие направлено на внутренний мир. «Дамы» всегда настроены на укрепление своей территории и повышение её качества, т.е. увеличение своего благосостояния и улучшение комфортных условий на своей территории. Их не столько заботит внешний мир и регалии, сколько условия своего существования и их комфортность.

Подробнее о стимульных группах и их практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Заметки по теме

ДАМЫ

Тетратомия “стимулы к деятельности” описывает то, как человек позиционирует себя в обществе и его внутреннюю мотивацию. Одна из групп этой тетратомии называется «настрой на благосостояние» или можно воспользоваться более удобными названиями от Сергея Савченко “Дамы”. Принцип работы этой группы основан на сочетании таких признаков восприятия как: интроверсия, сенсорика, беспечность.
Восприятие «дам», как интровертов, ориентировано на те объекты, с которыми у них уже установлены отношения, на укрепление связей между объектами в поле своего внимания. Но представители этой группы являются сенсориками, поэтому эти объекты носят материальный характер. Поэтому «дама» всегда настроена на укрепление своей территории, пополнению ее новыми объектами и выстраиванием взаимосвязей между объектами на своей территории. Представителей этой группы, а именно типов “Драйзер”, “Габен”, “Дюма”, “Максим Горький” часто мотивируют в работе наличие собственного угла/кабинета и возможность создавать там комфортные физические условия: чтобы можно было комфортно передохнуть, покушать и т.д. Также эти люди склонны к накоплению различных материальных объектов и средств для того, чтобы была возможность в будущем при необходимости воспользоваться ими. Это тоже своеобразное укрепление собственной территории различными объектами.
В обществе представители этой группы в отличие от “дамы” стараются не выделяться из толпы, а также подчеркивать свое благосостояние, при этом большое внимание уделяя собственному комфорту.

КОРОЛИ

Еще одна из групп этой тетратомии называется «настрой на престиж» или можно воспользоваться более удобными названиями от Сергея Савченко “Короли”. Принцип работы этой группы основан на сочетании таких признаков восприятия, как: экстраверсия, сенсорика, предусмотрительность.
Восприятие «Королей», как экстравертов, ориентировано на внешний мир, на расширение объектов в поле своего внимания. Но так как представители этой группы являются сенсориками, то эти объекты носят материальный характер. Поэтому «Король» всегда настроен на расширение своей территории, увеличение своего влияния. Изучив новый объект, он устанавливает над ним осознанный или неосознанный контроль. Представителей группы “королей”, а именно такие типы, как “Наполеон”, “Гюго”, “Штирлиц”, “Жуков” мотивирует стремление к постоянному расширению своего влияния на объекты и расширения территории. В рамках работы их не столько интересуют сложные задачи, сколько масштабные проекты, управление большой командой. В качестве нематериальной мотивации для представителей этой группы можно использовать их статус, должность, а также различные вещи их подчеркивающие.
В обществе представители этой группы стараются выделить себя из толпы, показать обществу себя, как представительного, статусного и обладающего влиянием человека, что в отличие от “рыцарей” выглядит не ярко, броско и экстравагантно, а, благодаря четырехмерной ЧС выглядит вполне органично и презентабельно.

ПАЖИ

Третья группа этой тетратомии называется «настрой на личный интерес» или можно воспользоваться более удобными названиями от Сергея Савченко “Пажи”. Принцип работы этой группы основан на сочетании таких признаков восприятия, как: интроверсия, интуиция, предусмотрительность.
Восприятие «пажей», как интровертов, ориентировано на те объекты, с которыми у них уже установлены отношения, на укрепление связей между объектами в поле своего внимания. Но в связи с тем, что представители этой группы являются интуитами, то эти объекты носят абстрактный характер: интересы, образы, увлечения и т.д. Поэтому «паж» всегда настроен на углубление своего интереса, поиск различных взаимосвязей внутри него. Изучая объект, к которому “пажа” есть привязанность (личный интерес), он еще больше укрепляет эту связь погружаясь вглубь изучаемого объекта, выстраивая различные взаимосвязи как между частями этого объекта (темы, интереса), так и проводя параллели между рядом других объектов, к которым у него имеются привязанности. Это приводит к тому, что “паж” может полноценно выкладываться лишь в том деле/работе к которому у него есть личный интерес и привязанность. У представителей типов “Робеспьер”, “Есенин”, “Бальзак” и “Достоевский” основной мотивацией является стремление к постоянному поиску новых взаимосвязей между собой и интересующим их объектом.
В обществе представители этой группы в отличие от “рыцарей” наоборот стараются не выделяться из толпы, а также подчеркивать свою привязанность к своим увлечениям небольшими деталями.

РЫЦАРИ

Последняя группа этой тетратомии называется «настрой на уникальность» или можно воспользоваться более удобными названиями от Сергея Савченко “Рыцари”. Принцип работы этой группы основан на сочетании таких признаков восприятия, как: экстраверсия, интуиция, беспечность.
Восприятие «рыцарей», как экстравертов, ориентировано на внешний мир, на расширение объектов в поле своего внимания. Но в связи с тем, что представители этой группы являются интуитами, то эти объекты носят абстрактный характер: интересы, уникальность, образы, увлечения и т.д. Поэтому «рыцарь» всегда настроен на расширение своего интереса. Изучив новый объект, он быстро теряет к нему свой интерес, и ему нужен новый объект для изучения. Это приводит к тому, что как только работа становится рутиной, она тяготит «рыцаря», которому нужен постоянный вызов и уникальные задачи, с которыми он раньше не сталкивался. Стремление к постоянному пополнению своей картины мира новыми уникальными, необычными и интересными объектами есть основная мотивация людей с типами “Дон Кихот”, “Гексли”, “Гамлет” и “Джек Лондон”.
В обществе представители этой группы стараются выделить себя из толпы, показать обществу себя в новом, необычном, уникальном и возможно экстравагантном образе.

Список использованных источников:

  1. Белецкая И. Е. ,Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  2. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.
  3. Гуленко. В. В., Тыщенко В. П. Соционика идет в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – М.:Чёрная белка, 2010. – 280 с.
  4. Амирова Е. А. О королях, пажах, рыцарях и дамах // Психология и соционика межличностных отношений. – 2014. – № 12