Тактика / стратегия

соционика матчасть

Тактика / стратегия

Р. К. Коваленко, Н. А. Звонарёва

Признак “тактика / стратегия” определяет характеристику психики человека по восприятию новой ситуации. Соответственно, признак проявляется только в первые минуты входа человека в новую ситуацию, или при смене темы на принципиально новую.

В модели А признак зависит от расположения аспектов восприятия на инертных и контактных функциях, т.е. от быстроты включения функций человека в информацию по аспектам восприятия (интуиция / сенсорика).

  Тактика Стратегия
Инертные ЧИ; БИ
интуиция: потенциал, возможности, способности, смыслы, образы, прогнозы, планирование, перспективы, идеи, развитие
ЧС; БС
сенсорика: сила, качество, территория, влияние, власть, внешний вид, цвет, форма, размер, ощущения, надежность, вкус , запах, оттенки
Контактные ЧС; БС
сенсорика: сила, качество, территория, влияние, власть, внешний вид, цвет, форма, размер, ощущения, надежность, вкус , запах, оттенки
ЧИ; БИ
интуиция: потенциал, возможности, способности, смыслы, образы, прогнозы, планирование, перспективы, идеи, развитие

Проявления признака

Критерий Тактика Стратегия
Вход в контакт, новую тему С конкретной позицией. С пониманием цели и далеких перспектив.
Скорость включения Быстро ориентируются в конкретных материальных средствах и способах того, как можно достичь цели. Легче быстро составить оперативный план текущих действий, чем определить далёкую цель. К вопросам стратегической цели, времени, перспектив переходят позже. Быстро ориентируются в далёких планах, перспективах, том, что нужно достичь. Легче ориентироваться на главную цель длительного дела, чем среагировать на возникшую проблему. К оперативным вопросам, сиюминутным задачам переходят позже.
Помощь Помощь – сиюминутная, советы – о том, как действовать в данной конкретной ситуации. Помощь  – ориентирована на далекие цели, советы  о  том, как  придерживаться  выбранного направления.
В чем лучше ориентируются Легче быстро составить план текущих действий, чем определить далекую цель. Легче ориентироваться на главную цель длительного предприятия, чем среагировать на внезапно возникшую проблему.

Заметки по теме

На картинке ниже представлен пример проявления обработки информации аспекта сенсорика слабыми инертными функциями, т.е. болевой или активационной.
Для начала необходимо выделить аспект. Человек столкнулся с проблемой обработки информации о пространстве и объеме материальных объектов. В соционике такая информация относится к типу сенсорика.
Инертность функции проявляется в том, что человек стремится учесть большое количество нюансов и стремится к перфекционизму в работе с информацией своего аспекта.
А слабость функции проявляется в том, что человек различает малое число градаций и нюансов, обрабатывая информацию по аспекту.
Как итог: человек по слабой инертной функции стремится учесть большое число нюансов, но из-за слабости функции путается в них и не может действовать. Поступающая информация на болевую или активационную функции ставит человека в ступор и вызывает раздражение.

На картинке ниже представлен пример признака “стратегия”. Он выражается в двух моментах. Уязвимости собственного восприятия сенсорики и быстроте включения интуиции. Тут мы видим что человек отстаивает свою позицию о том, каким должен быть крабовый салат при помощи интуитивных образов.
При этом стоит отметить, что интуитивные образы не обоснованы логикой или этикой. Мы не можем отследить почему возник именно образ банана или подрозетника. Это говорит об акцептности интуиции – признак “иррациональность”.

Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  3. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады X-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть1» 03 – 04.01.09 г. Москва
  4. Прокофьева Т.Н.Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005.