ТУАИ

соционика матчасть

Теория уровней абстрактного интеллекта

Р. К. Коваленко

Эта статья посвящена такой типологии личности, как теории уровней. В конце 80-х годов ХХ века программист из Санкт-Петербурга Яков Фельдман со своей женой Еленой Алексеевой обобщили ряд философских концепций в типологическую систему, названную теорией уровней абстрактного интеллекта.

Эта типология уходит корнями не в психологию, как соционика, а в философию. Поэтому и применима она в более широком, чем соционика или психософия, масштабе. Она используется для анализа и прогнозирования исторических процессов, происходящих в обществе, для понимания движения классов в социуме, а также может быть применима для поиска направления развития каждой отдельной личности.

Итак, теория уровней, опираясь на философские труды К. Маркса, Р. Луллия, К. У. Грейвза, Э. Тоффлера и других, утверждает, что существуют 10 уровней абстрактного интеллекта: от 0 до 9. Уровень ТУАИ – это уровень сложности, на котором мышление человека способно обрабатывать информацию. Уровни очень просто описываются с помощью геометрии, показывая класс сложности с помощью простейших геометрических фигур. Также каждый уровень можно охарактеризовать основными понятиями, которые появляются на этом уровне и основными операциями, связанные с этими понятиями.

Давайте рассмотрим каждый уровень в отдельности с позиции его основных понятий, операций, присущих данному уровню мышления и соответственно поведению, через которое данный уровень проявляется.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно редко. Он описывает состояние существования человека без активной мыслительной или физической деятельности. В подобном состоянии находятся люди в глубоком состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда даже операция концентрации на одном объекте вызывает значительные сложности. Проявления этого уровня асоциальны и выталкиваются обществом во вне системы.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно часто. На этом уровне мышление способно удерживать в фокусе внимания один объект. А значит, основные операции, присущие мышлению этого уровня: узнать объект и дать ему имя. Соответственно, основным поведением, через которое будет проявляться этот уровень, будет концентрация, когда фокус внимания удерживается на объекте, и изоляция, когда фокус внимания переводится с объекта. Этот уровень был доминирующим в обществе в эпоху первых государств, где рабам для выполнения работы нужна была концентрация на объекте.

 

Этот уровень способен удерживать в фокусе внимания человека множество точек или много объектов, а значит, у человека появилась потребность отличать один объект от другого. Поэтому основными операциями второго уровня являются различение и наполнение, нужно различить объекты друг от друга и наполнить ими пространство. На этом уровне впервые в обществе появляется понятие “границы”, которые нужны, чтобы мышление отделяло одни объекты от других по какому-либо принципу. Этот уровень получил свое развитие, когда человеку и общине необходимо было разделять охотничьи угодья и отличать, что “это наша земля, а это чужая, это наш соплеменник, а этот – чужак”. Но и по сей день для около 30-40% населения планеты второй уровень является основой мышления. За примерами ходить далеко не надо, достаточно просто выйти на улицу.

 

Этот уровень позволяет удерживать в фокусе внимания одну линию или один процесс. А значит, основными операциями этого уровня будет распределение объектов по линии, т.е. упорядочивание и стремление достичь более высокого порядка в линии – быть первым, лучшим. Люди с этим уровнем мышления меряют категориями лучше/хуже, тем самым определяя очередность объектов на прямой. Этот уровень развился в обществе в те времена, когда определив свои границы, потребовалось их защищать. И защитники должны были быть лучше, чем такие же люди с другой стороны. И по сей день этот уровень один из самых популярных в обществе, стремление быть лучше, красивее, сильнее, богаче, постоянные сравнения себя с кем-то, равнение – это все примеры проявления 3-го уровня.

 

Основой мышления этого уровня является множество линий или процессов в фокусе внимания. Это значит, что человек способен концентрироваться не только на процессе своей работы, но и параллельно держать во внимании работу других людей и координировать всю работу коллектива. Основной категорией этого уровня является роль, т.е. одна из тех возможных прямых, по которой можно пойти. А основными операциями этого уровня являются распределение по рядам, раздача ролей. Роль – это некие рамки, в которые укладывается деятельность человека, инструкция или правила, которые помогают тебе держаться в рамках одного процесса. Этот уровень получил свое развитие в средневековье, когда необходимо было объяснить людям, почему правит ими король, и почему крестьяне работают на барина и т.д. С работой этого уровня и в те времена, и по сей день, успешно справлялась церковь, которая говорила, что король – наместник Бога на земле и это его роль. А роль крестьян – работать на барина, не нарушать правил и в конце своего пути попадание в рай. В настоящее время это самый распространенный в мире уровень.

 

На пятом уровне в поле внимания человека находится плоскость, а это значит, что нет прямой, которая как роль, правилами, обязанностями ограничивает человека в чем-то. На этом уровне впервые появляется свобода мышления, когда человека не сдерживает ничего, и он волен сам выбирать себе путь и прокладывать свою линию, а не идти по одной из предложенных. Понятие свободы на более низком 4-м уровне – это смена роли с одной на другую. Поэтому пятый уровень проявляется в поведении в том, что люди помимо того, что пытаются выделиться внешне, выйти за рамки роли, обыденности, еще и ведут себя достаточно рискованно. Уйти с работы в неизвестность, потому что бесит – могу. Начать свое дело без опыта предпринимательства – попробую. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского”. Не стоит путать проявление третьего уровня «выше, быстрее, сильнее» с проявлением пятого уровня «свобода самовыражения». Этот уровень получил “популярность” после буржуазных революций, когда идеи 5-го уровня пришли в общество.

 

На шестом уровне в поле внимание уже много плоскостей. И если на 5-м ты нарушал норму, выходя за рамки линейного мышления 4-го уровня, то на 6-м уровне понятие нормы становится в разы более субъективным. Для каждого своя норма и у каждого своя плоскость. На пятом уровне человек не просто видит различия путей и подходов, но и объясняет это причинно-следственными связями. На шестом уровне человек понимает мир, его многообразие и причины отличий одного объекта или пути от другого. Этот уровень получил развитие во время формирования правового государства и научных революций, когда обществу нужны были ответы на вопрос: «А почему это так, а не иначе?».

 

Мышление седьмого уровня основано на удержании в фокусе внимания целой системы, а это значит, что эта система уникальна. Данный уровень получил свое развитие в середине XX века, когда несколько плоскостей объясняли причины, но не объясняли это с такой долей точности, с какой это стало необходимо миру. Тем более – некоторые теории противоречили друг другу, и в рамках многоплоскостного мышления это вполне укладывалось, но они не сочетались друг с другом в единую систему. Это потребовало от людей оригинальных идей, парадоксов, инноваций, которые разрушат старое понимание и на его основе построят новое системное видение мира. Седьмой уровень – это уровень изобретателей, новаторов и не просто, когда кто-то вышел за рамки одного процесса, а придумал принципиально новое, выйдя за рамки плоскостей. Как пример работы мышления 7-го уровня можно привести работы Альберта Эйнштейна, Николы Теслы, Стивена Хокинга, чьи труды легли в основу научных картин мира в своих областях.

 

В фокусе внимания находятся уже много систем, и основной операцией является снятие границ, ведь в каждой системе свои устои, нормы и их бесчисленное множество. Если на шестом уровне человеку важно понять причину, то на восьмом причина и так ясна, и поэтому человек принимает другого человека или явление таким, какое оно есть. На этом уровне впервые в мышлении человека уходят границы. Восьмой уровень стал проявляться у некоторых людей в истории лишь в середине ХХ века, когда требовалось примирить массы людей, отнестись с пониманием к потребностям каждого и в том числе людей, которые считают тебя врагом. Как пример проявления восьмого уровня – деятельность и идеи Махатмы Ганди, Нельсона Манделы.

 

Девятый уровень является мифическим и подразумевает, что в фокусе внимания у человека находится всё. В жизни и он не встречается, разве что можно сделать предположение, проведя параллели с историей буддизма, что когда Сиддхартха Гаутама достиг просветления, он достиг именно девятого уровня абстрактного интеллекта.

Ребенок с момента рождения начинает так или иначе последовательно набирать опыт по всем восьми уровням. Начиная с игры погремушкой (1 уровень), продолжая командными заданиями в школе (4 уровень) и изучением причинности физических явлений в старших классах (6 уровень). Но мозг человека так устроен, что невозможно работать на всех уровнях сразу. Поэтому на каких-то уровнях человек останавливается и продолжает преимущественно работать на них. Причем в процессе своей жизни он может менять свой набор уровней как в верхнюю сторону, развиваясь и прогрессируя, а может наоборот, деградировать, переходя с 5-го уровня на 4-й или 3-й.

Система уровней человека

У каждого человека есть целевой уровень – это то мышление, к которому он стремится, опыта по нему мало, чтобы человек мог уверенно работать по нему, но стремление достичь его есть. Ядро или инструмент – это тот уровень, на котором опыта в разы больше, чем по целевому уровню и этот опыт используется для достижения цели. База – это пассивный уровень, с огромным количеством опыта, на который опирается инструмент для своей деятельности.

 

Например, клерк, безвылазно работающий в офисе с утра и до вечера, мечтает стать директором офиса и самому раздавать поручения. В этой ситуации стремление стать директором – цель, т.е. 4-й уровень является целевым. Безвылазная работа в офисе с утра до ночи – средство, стремление стать лучшим в офисе и тем самым получить место босса. 3-й уровень – инструментальный. И базовым в данном случае является второй уровень.

Или еще один пример: человек хочет совершить открытие и решить одну из задач тысячелетия. Для этого он изучает все знания, что были открыты до него, но для таких дел необходимо много времени. И человек бросает работу и пускается в свободное плавание и периодический фриланс. В этой ситуации 7-й уровень целевой, 6-й уровень инструментальный и 5-й уровень база, опыт по которой позволяет безболезненно и не напрягаясь существовать в режиме свободного плавания.

Отношения между людьми или обществами разных уровней происходит по следующей схеме:

А = Б => конкуренция равных;
|А – Б| = 1 => кооперация соседних;
|А – Б| > 1 => агрессия низших к высшим;
где А и Б – целевые уровни разных людей.

Структура доминирующих уровней в обществе устроена аналогично структуре уровней одного человека. А значит, можно найти причины октябрьской революции в России, причины гонения на кулаков, причины репрессиям 30-х годов, событиям происходящих в 90-е годы и т.д. Но это уже тема для обсуждения или следующих статей.

Подробнее о ТУАИ, ее соотношению с соционикой, взаимосвязями с историей, философскими концепциями, и ее практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Отдельно хотелось бы поговорить о проявлениях уровней ТУАИ применительно к соционике. Не о том, как соционика пересекается с ТУАИ, а о примерах проявления уровней в среде социоников.

Заметки по теме

Теория уровней абстрактного интеллекта описывает масштаб мышления человека, насколько масштабными категориями он мыслит. На нижних уровнях мышления человек мыслит и реализует себя в масштабах собственного окружения: работа, дом, друзья, хобби и цепочка повторяется, как некий цикл. На высоких уровнях человек не только воспринимает и осознает свой жизненный путь, но и нестандартно моделирует, корректирует не только свой путь, но и людей, которые находятся вокруг него.
И концепция ТУАИ говорит о том, что граница между “пасечниками” и “пчелами” находится в голове каждого человека и эта теория дает методы, каким образом эти границы можно преодолевать.

 

Возвращаясь к теме ТУАИ хочется отметить, что такое понятие, как свобода появляется в жизни человека лишь на 5-м уровне мышления. Под понятием свобода подразумевается не формальные права и свободы, а реальную свободу от границ сознания человека. Когда человека не ограничивает его зарплата, работа, должность, государство и он ощущает себя свободным от этих границ и рамок. Но с т.з. ТУАИ большинство представителей современного общества просто потеряется, оказавшись в такой ситуации, потому что они к ней не готовы. Им необходима роль (должность), направление (обычный жизненный цикл) без которых им будет некомфортно существовать. И вставая на путь саморазвития надо понимать, что придется выходить из зоны комфорта, если хотите достичь более высоких уровней мышления.

 

С вами бывало, что вы рассказываете знакомым о своих целях (бросить курить, научиться играть на скрипке и т.д.), а они в ответ дружно отговаривают вас от этого? Начинают говорить, что это все блажь и вообще никому не нужно, жили же вы нормально до этого момента! Это явление называется эффектом ведра крабов или менталитетом краба. Наблюдение за крабами показало, что один краб сможет выбраться из ведра, но когда их в этом ведре целая куча, они начинают цепляться друг за друга и мешают своим собратьям выбраться. В итоге все продолжают сидеть в ведре. То же самое и с людьми. Они подсознательно не хотят, чтобы кто-то начал менять свою жизнь. Ведь это значит, что и им пора задуматься над изменениями и отговорка «да все вокруг так живут» уже не работает. Возможно, они и сами мечтают бросить курить или научиться играть на скрипке, но боятся, ленятся или еще что-то мешает им. Это не значит, что ваши знакомые желают вам зла, просто вы обратили их внимание на их собственные нереализованные мечты, а это не очень приятно. Этот эффект подтверждает концепцию ТУАИ, которая гласит, что уровень человека косвенно сопряжен с обществом, которым он себя окружил. Соответственно, если хотите поднять свое сознание на несколько уровней интеллекта вверх, то приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет сменить свое окружение, поскольку их советы вследствие их уровня ТУАИ будут из самых лучших побуждений тормозить вас, а при достижении вами желаемого уровня у вас попросту не будет с ними общих точек для общения из-за разнице в масштабах мышления.

 

Согласно концепции ТУАИ общественное развитие в отличие от технического прошло относительно небольшой путь. Если в техническом плане человечество стремительно уходит вперед от средневековых времен, то общественное сознание частично все еще в нем находится. В современном мире все еще широко присутствуют элементы уровней, которые определяли средневековое мышление (1-2-3): экономическое рабство, вера в сверхестественное, вера в ритуалы и т.д. Давайте повышать свой уровень осознанности и потихоньку выходить из средневековья!

Список используемых источников:

  1. Фельдман Я.А. Философ на пляже. Книга для умных любого возраста. — М.: Чёрная белка, 2009. — 135 с.
  2. Фельдман Я.А. Педагогика Луны и Педагогика Солнца». — М.: Доброе слово: Чёрная белка, 2007. — 144 с.
  3. Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека. — М.: Доброе слово, 2005.