Роман Коваленко и Наталия Звонарёва
Когнитивные установки
Когнитивные установки — это наши предубеждения об окружающем мире, которые порождают когнитивные диссонансы при их несовпадении с реальностью.
Соционика включает в себя ряд когнитивных установок. Когнитивные установки — это сформированные в раннем детстве устойчивые представления об окружающем мире. Человек по умолчанию смотрит на мир с позиции этих представлений, как через очки с цветным фильтром, который раскрашивает мир в тот или иной цвет.

Человек с ярко-выраженными установками на автомате оценивает ситуацию, в которой он оказался на основе собственных предубеждений, а не на основе анализа этой ситуации и её контекста. Это делает человека ригидным (не гибким), т.к. ему сложно подстроиться и адаптироваться к реальности. Когнитивные установки делают человека нетерпимым и нетолерантным к другим людям, которые придерживаются иных убеждений.

Когда такой человек сталкивается с реальностью или другими людьми, которые противоречат его представлениям о мире — это вызывает у человека состояние когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс всегда сопровождается бурным эмоциональным откликом, отрицанием и несогласием с реальностью. Психика человека стремится выйти из этого состояния, можно выделить 2 группы стратегий выхода:
  • конструктивная стратегия (адаптивная) — заключается в том, что человек преодолевает свои предубеждения и принимает реальность такой, какая она есть.
  • деструктивные стратегии — заключаются в том, что человек стремится во что бы то ни стало сохранить свои представления, и пытается изменять или игнорировать реальность. Примерами деструктивных стратегий являются: бегство, тревога, сверхконтроль, инфантилизм, аутоагрессия и другие.
Когнитивный диссонанс - это всегда конфликт реальности и ожиданий от нее
В соционике выделяют 4 основных когнитивных установки.

По направленности установки делятся на:
  • личные установки - представления о мире, направленные на ближайшую среду человека. Они проявляются в бытовых привычках, бытовых конфликтах.
  • социальные установки - представления о том, каким должен быть мир и общество в целом. Они проявляются в наших идеалах, мировоззрении, политических и философских взглядах, а также нашем публичном образе.

По предмету установки делятся на:
  • установки восприятия - представления о том, как мы видим мир, какой он есть.
  • установки мышления - представления об организации быта и общества.
Насколько наш мир опасен?

Представления об опасности или безопасности окружающего мира являются установками восприятия, и можно рассмотреть их 2 вида:

  • признак беспечность / предусмотрительность (личная установка восприятия) — представление, что окружающие меня объекты в настоящее время и потенциально безопасны / опасны.
  • признак рассудительность / решительность (социальная установка восприятия) — незнакомые мне люди и общество в целом безопасны или представляют угрозу для меня.

Эти установки формируются в возрасте от рождения до 1−1,5 лет под влиянием эмоциональной атмосферы в семье и удовлетворения базовых потребностей ребенка.


Если в семье доминируют спокойные и позитивные эмоции, а потребности ребенка достаточно быстро удовлетворяются, то у ребенка формируется представление о безопасности мира. Во взрослом возрасте он будет склонен считать нормой состояние спокойствия и стремиться к нему, как к идеалу.


А если в семье доминируют тревога и негативные эмоции, а также потребности ребенка не удовлетворяются и он вынужден привыкать к собственным негативным эмоциям, то у ребенка формируется представление об опасности окружающего мира. Такой ребенок привыкает жить с состоянием тревоги, и во взрослом возрасте он будет склонен генерировать её сам, если среда перестанет её подпитывать.

Предубеждения влияют на наше восприятие окружающих людей и объектов

Беспечность — это представление о том, что окружающие нашу личность незнакомые объекты не представляют опасности. Беспечные не стремятся искать угрозы вокруг себя и в ближайшей перспективе. Для них мир безопасен, и они стремятся пребывать в комфортном и расслабленном состоянии. Они не готовы жертвовать своим физическим комфортом ради потенциальной безопасности, т.к. они и так чувствуют себя в безопасности. Но также возможные угрозы и риски не тревожат их, поэтому беспечные склонны даже в рисковой и опасной ситуации сохранять расслабленность. Поэтому беспечные больше предусмотрительных любят экстремальные виды досуга. Они также более спонтанны по жизни и легко переживают отмену или изменение планов. К беспечным относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭИЭ; ЛСИ; ЛИЭ; ЭСИ; ИЭЭ; СЛИ.


Предусмотрительность — это представление о том, что окружающие нас незнакомые объекты могут нести для нас угрозу. Предусмотрительные привыкли жить в небольшой тревоге и при её отсутствии они её пытаются создать самостоятельно. Поэтому у предусмотрительных повышенная личностная тревожность. Чтобы справиться с тревогой, они разворачивают возможные сценарии будущих событий, планируют будущее, а также готовятся к нему материально и эмоционально. Поэтому когда что-то идет не по плану, их это раздражает и выбивает из колеи. Они стремятся держаться подальше от экстрима, потенциальных опасностей и любого намека на риск. Ради ощущения безопасности предусмотрительные готовы потерпеть физический дискомфорт. К предусмотрительным относятся типы: ЭСЭ; ЛИИ; СЛЭ; ИЭИ; СЭЭ; ИЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.

Рассудительность — это представление, что люди не несут в себе угрозы. Соответственно, рассудительные при взаимодействии с людьми чаще выбирают стратегию самораскрытия. Они показывают себя настоящего, не стесняясь делиться с незнакомцами всеми подробностями своей жизни. Цель этой стратегии — показать собеседнику свою безопасность и доверие человеку. Рассудительные осуждают демонстрацию насилия, силы, статусов, регалий и попытки показать себя лучше, чем ты есть на самом деле. К рассудительным относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭСЭ; ЛИИ; ИЭЭ; СЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.


Решительность — это представление, что люди и общество опасны. Человек человеку волк — это их мировоззрение. Соответственно, решительные при взаимодействии с людьми чаще выбирают агрессивную стратегию (хищник). Они прячут себя настоящего, все что может повредить впечатлению других людей о них. Вместо этого они демонстрируют силу, защищенность, социальный статус, престиж и влияние. Цель — этой стратегии показать незнакомому человеку, что меня нельзя трогать, я опасный, я защищенный. Решительные осуждают демонстрацию слабостей, недостатков и личных особенностей. К решительным относятся типы: СЛЭ; ИЭИ; ЭИЭ; ЛСИ; СЭЭ; ИЛИ; ЛИЭ; ЭСИ.

Есть ли в мире порядок?

Представления об организации окружающего мира являются установками мышления и можно рассмотреть их 2 вида:

  • признак уступчивость / упрямство (личная установка мышления) — представление, что мир хаотичен / организован.
  • признак субъективизм / объективизм (социальная установка мышления) — представление о том, что в идеале общество должно быть организовано справедливо / хаотично.

Эти установки формируются в возрасте от 1−1,5 лет до 2,5- лет под влиянием организации быта в семье, и тому, как ребенок эту среду принимает.


Если в семье присутствует жесткая дисциплина, существуют четкие неизменные правила и порядок, а семейные ресурсы четко равномерно распределяются, то у ребенка формируется представление, что мир организован и справедлив. Во взрослом возрасте он будет склонен считать нормой четкую организацию и дисциплинированность, а хаос и несправедливость — аномалией, которую необходимо устранить.


А если в семье нет дисциплины, правила меняются в зависимости от настроения родителей, а ресурсы распределяются между членами семьи как придется или являются общими, то у ребенка формируется представление, что мир хаотичен. Во взрослом возрасте он будет склонен считать такой хаотичный и не всегда справедливый уклад жизни нормой, а четкие правила и дисциплину — лишними и бесполезными.

Когда харизматичный лидер и государственная пропаганда декларируют точку зрения, основанную на предубеждениях, это приводит к трагическим последствиям

Уступчивость — это представление, что общество хаотично. Уступчивые поэтому ценят взаимовыгодное сотрудничество, доверительные отношения. Они очень чувствительны к неуважению, к отказу от сотрудничества и не готовности поступиться собственными принципами, настроением. Они легко и достаточно инструментально относятся к законам, правилам и договоренностям, что позволяет им гибко перестраиваться и адаптироваться при их изменении. К уступчивым относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; СЛЭ; ИЭИ; ЛИЭ; ЭСИ; ЛСЭ; ЭИИ.


Упрямство — это представление, что общество организовано. Упрямые поэтому ценят четкие однозначные правила, четкое соблюдение договоренностей. Они очень чувствительны к нарушению условий, правил и собственных принципов. Они готовы отказываться от выгодных проектов, сотрудничества, отношений, если те нарушают их принципы или портят им настроение. При этом они достаточно гибки в вопросах отношений, доверия к людям и неуважению с их стороны. К упрямым относятся типы: ЭСЭ; ЛИИ; ЭИЭ; ЛСИ; СЭЭ; ИЛИ; ИЭЭ; СЛИ.

Уступчивость в своей крайности приводит к коллективизму в его негативном контексте, где личность и её желания и потребности размываются под влиянием коллективного блага. А упрямство в своей крайности приводит к индивидуализму в его негативном контексте, где человек руководствуется лишь собственным эгоизмом и стремится нажиться на других людях.

Субъективизм — это представление, что общество должно быть организовано справедливо. У субъективистов повышенная чувствительность к несправедливости. Любая несправедливость порождает у них недовольство, в т. ч. когда кто-то использует существующую систему организации общества в своих личных целях. Они хотят изменить организацию общества таким образом, чтобы подобные несправедливости больше не повторялись. Им очень тяжело сдерживать негативные эмоции, возникающие в результате когнитивного диссонанса, и поэтому они толерантно относятся к выплескиванию негатива и протестам по отношению к организации общества, власти, государства и т. д. Субъективисты любят фантазировать и рассуждать об идеальном государстве, идеальном обществе. Это помогает им сублимировать их эмоции от когнитивного диссонанса. Для субъективистов важна открытость мотивов, и они осуждают корыстные мотивы и любые действия, в результате которых появляется несправедливость. К субъективистам относятся типы: ИЛЭ; СЭИ; ЭСЭ; ЛИИ; СЛЭ; ИЭИ; ЭИЭ; ЛСИ.


Объективизм — это представление, что общество должно быть организовано хаотично, т. е. так как сложилось естественным путем. Объективисты принимают текущую организацию общества и государство как данность. У них не возникает когнитивного диссонанса на несправедливость. Они в принципе понимают справедливость не глобально, а частно, т. е. собственные действия, чтобы восстановить справедливость для себя в существующей системе организации общества. Объективисты попадают в когнитивный диссонанс от чужих негативных эмоций, недовольства системой и протестов. Они стремятся табуировать недовольство и протесты против системы общества, направив недовольных достигать успеха по установленным системой правилам. К объективистам относятся типы: СЭЭ; ИЛИ; ЛИЭ; ЭСИ; ИЭЭ; СЛИ; ЛСЭ; ЭИИ.

Общая ригидность
В психологии часто оперируют понятием общая ригидность. Также часто можно встретить противоположное понятия — общая адаптивность, которое иногда называют гибкостью мышления. Как это связано с тем, что мы рассматривали выше?

Соционика дифференцирует различные грани ригидности, а психология склонна больше оперировать обобщенными понятиями. Таким образом, сделав измерения каждой отдельной когнитивной установки можно математически рассчитать величину общей ригидности.

Для этого потребуется перевести все шкалы признаков в шкалу с одним масштабом и с одинаковой привязкой нуля. Наилучшим вариантом будет перевести все признаки в шкалу Z-оценок. Ноль, таким образом, будет равноудален от обоих установок и будет показывать наибольшую частотность выборки. А крайними точками полюсов будут значения +3 и -3. Сделав эту операцию, можно воспользоваться формулой для расчета общей ригидности. Для этого необходимо сложить значения по модулю всех 4-х признаков, и получившуюся сумму разделить на коэффициент, показывающий уровень осознанности (рефлексии).

Уровень осознанности (рефлексии) соответствует нашему психическому развитию и коррелирует с психологическим возрастом, т. е. вашим положением на шкале личностных кризисов. В каждом кризисе человек сталкивается с различными аспектами своих повторяющихся психологических проблем в разном контексте. Опыт преодоления кризисов повышает уровень рефлексии, или как в народе говорят — жизненную мудрость. Поэтому чем выше уровень осознанности, тем у человека больше опыта в преодолении собственных когнитивных диссонансов, т.к. он на более низких уровнях рефлексии уже получил опыт преодоления когнитивных диссонансов, а следовательно, у него уже есть накопленный опыт по гибкости. Для оценки уровня рефлексии можно воспользоваться возрастной психологией, или моделью ТУАИ, которая систематизирует кризисы, описанные в возрастной психологии.
Одна из моделей возрастных кризисов. Эти кризисы привязаны не к реальному возрасту человека, а к его психологическому возрасту. Например, если человек не прошел кризис молодости, то он и в 50 лет будет проявлять черты психологического возраста 18−20 лет.
Выводы
Когнитивные установки делают человека ригидным. Чем ярче когнитивная установка, тем более требователен человек к окружающей его среде и людям. Человек с яркими когнитивными установками живет больше в своих фантазиях, предубеждениях и мало стыкует свои фантазии с реальностью.

Таким образом, когнитивные установки являются основными параметрами при оценке психологической совместимости людей. Люди с ярко-выраженными установками комфортно могут существовать и строить отношения лишь с людьми таких же установок. Яркие противоположные установки у двух партнеров будут приводить к постоянным конфликтам, т.к. действия одного партнера будут вводить второго в состояние когнитивного диссонанса, и наоборот.

Установки мешают нам адаптироваться, и ограничивают наши возможности в реализации, и наши контакты. Поэтому чтобы быть более успешным, необходимо развивать в себе адаптивные стратегии выхода из когнитивных диссонансов и снижать влияние установок на свою жизнь. А это возможно лишь развивая свои способности. Это позволяет выйти человеку из собственных фантазий и предубеждений, а так же трезво оценивать и анализировать реальность, в которой он существует.

Чтобы быть более гибким человеком в целом и уметь быстрее находить выходы из когнитивного диссонанса, необходимо развивать свою личность, последовательно преодолевать личностные кризисы и повышать уровень своей рефлексии.
1
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. — 2021. — № 3. — С. 62 — 88. DOI: 10.25 136/2409−8701.2021.3.35 353 URL: nbpublish.com/library_read_article.php?id=35 353
2
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование соционического признака "рассудительность - решительность" // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2023. -№12.
3
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи соционических признаков и моделей ценностей по Шварцу и Рокичу // рукопись отправленная в издательство
4
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи темперамента, стрессоустойчивости, тревожности и самооценки в рамках типологического подхода // рукопись отправленная в издательство