Роман Коваленко и Наталия Звонарёва
Методика диагностики
описание методики и психометрические данные
Многие наши подписчики и зрители задают вопросы — как вы типируете и по какой методике.

У нас нет уникальной авторской разработки, у нас есть научная методология, которая выстроена по психодиагностическим критериям валидности и надежности. Наша методика основана на аналитическом методе к диагностике типа личности.

Суть аналитического метода заключается в том, что диагност создает для клиента специальные условия, которые позволяют дать оценку наличию и выраженности того или иного свойства психики клиента. Этот метод возможно реализовать лишь во время диагностического интервью, где диагност полностью контролирует ход беседы и задаваемые вопросы. Диагностическое интервью и его проведение является очень важным моментом, т.к. оно объединяет в себе более 20 различных психодиагностических методик оценки того или иного свойства психики. Диагностическое интервью является полустандартизированной процедурой, т. е. диагност работает по конкретной схеме и инструкции, адаптируясь под эмоциональное состояние клиента в конкретный момент времени.
Диагностическое интервью — это не просто свободная беседа, а набор четко прописанных диагностических методик, с четко-прописанными критериями оценки.
Ни у одного психодиагноста нет возможности измерить свойство психики клиента напрямую, поэтому психодиагносты работают с вероятностными следствиями. Следствия зачастую пересекаются между собой и являются комбинацией нескольких свойств. Для того, чтобы распутать этот клубок необходимо задать такие условия, в которых он сможет наблюдать проявления конкретного свойства психики. Диагност, задавая условия, как бы заранее отделяет проявления искомого свойства от проявлений других свойств. Таким образом, все соционические и психософские признаки диагностируются отдельно друг от друга.

Аналитический подход достаточно чувствителен к условиям, поэтому его невозможно реализовать в виде групповой диагностики, а также в рамках типирования на встречах. Это должна быть личная встреча без посторонних, т.к. другие люди вносят большое количество неконтролируемых факторов. Также необходимо проводить диагностическое интервью, когда внимание клиента сосредоточено на интервью, например, необходимо исключать случаи когда клиент общается с диагностом будучи за рулем автомобиля. Состояние алкогольного или наркотического опьянения даже незначительные также будет оказывать непредсказуемое влияние на результат. Для повышения эффективности метода необходимо по максимуму минимизировать факторы, которые психодиагност не может контролировать.
Для большинства психологических методик важны условия проведения, поэтому диагносту важно контролировать ход интервью по заранее составленному исследовательскому плану
Для диагностики каждого признака используются несколько (2−4) стандартизированных или полустандартизированных методик, используемых в психологии. Таким образом достигается комплексная оценка каждого признака, которая дает не только информацию о принадлежности клиента к тому или иному полюсу, но и выраженность (яркость) признака. Эта информация незаменима для формирования индивидуальных рекомендаций по развитию личности. Потому что для определения вектора развития недостаточно знать только тип личности, а необходимо понимать текущий уровень развития каждого признака, составляющих тип личности.
И только исходя из этой информации можно оценивать эффективность адаптационных механизмов, помогать человеку искать выходы из сложных жизненных ситуаций, которые его волнуют и давать ему рекомендации по развитию.
В психологии принято публиковать психометрические данные, т. е. обоснование валидности и показатели надежности методик. К нашему глубочайшему сожалению, соционики не следуют общепринятым в психологии нормам и не публикуют данные о своих диагностических методиках. Мы считаем необходимым публиковать такую информацию в открытом доступе.
Для понимания того, что такое диагностическая методика, часто используют аналогию со стрелковым оружием
Первым параметром является валидность. Валидность показывает, что методика измеряет именно то свойство, которое она должна измерять. Валидность психологических методик измеряют проверкой ожидаемой связи результатов конкретной методики с показателями других методик, измеряющих сходные характеристики.
Валидность методики диагностики соционического типа в аналитическом подходе (диагностика по интервью), используемой в НИЦ Соционического Анализа, обеспечивается результатами научных исследований. Валидность обусловлена высокими значениями корреляций между полюсами соционических признаков и соответствующих психологических шкал, близких по своему содержанию этим полюсам признаков. Также валидность повышает повторяемость результатов исследований, т. е. корреляция соционического признака с разными психологическими моделями, которые близки между собой по своему содержанию. Более детально ознакомиться с результатами вы можете в научных статьях из списка публикаций.
Соотношение между валидностью и надежностью, проиллюстрированное на аналогии диагностической методики и стрелкового оружия
Вторым психометрическим параметром является надежность. Надежность — это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость или стабильность результатов, полученных при помощи данной методики, к действию посторонних случайных факторов. Надежность можно определить двумя способами: ретестовым (провести повторное тестирование одного и того же человека) и измерение внутренней согласованности (измерение корреляций отдельных частей методики между собой). Результатом измерения внутренней согласованности является такой показатель, как альфа Кронбаха в психологических методиках. Результат 0,7−0,85 является нормой для надежных методик, а показатели свыше 0,9 считаются подозрительными, и больше говорят о читерстве авторов. Но альфа Кронбаха считается для шкал опросников, а для других методик проще применить ретестовый метод.
Для оценки надежности мы взяли результаты студентов наших курсов при типировании интервью из домашних заданий курса. Таким образом, мы можем оценить повторяемость результатов при типировании одного и того же человека. Выборку составили студенты, прошедшие обучение за последние 2 года.
Продолжая аналогию диагностической методики и стрелкового оружия, лучше всего измерять надежность (кучность) стрельбы анализируя результаты различных стрелков
В первом случае мы измеряли надежность, когда студент прошел 30% от общего объема курса (3−4 домашнее задание). В расчете рассмотрены результаты диагностик 27 студентов.
На этом этапе процент правильно определенных признаков студентом равен 72,1%, т. е. студент определяет правильно 4,32 признака из 6 им изученных. Этого вполне хватает для формирования основной и альтернативной версий типа личности. Соответственно, процент ошибочных диагностик признака составляет 27,9%.
Во втором случае мы измеряли надежность, когда студент прошел 95% курса и оценивали надежность по итогам его экзаменационного задания. В расчете рассмотрены результаты диагностик 23 студентов (не все дошли до экзамена).
На этом этапе процент правильно определенных признаков студентом равен 88,5%, т. е. студент определяет правильно 10,6 признака из 12 им изученных. Этого хватает, чтобы 2,5 раза выйти на тип личности, т. е. определить тип, и с уверенностью себя перепроверить другими признаками. Соответственно, процент ошибочных диагностик признака составляет 11,5%.
Данные второго случая можно рассматривать, как показатели надежности методики диагностики типа личности, которые распространяются как на специалистов, работающих в НИЦ Соционического Анализа, так и на наших выпускников. Со списком выпускников, закончивших курс обучения, в т. ч. с выпускниками, которые имеют право на ведение профессиональной деятельности (квалификация «практический психолог»), вы можете ознакомиться по ссылке (кнопка чуть ниже отзывов).
1

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Особенности применения тестовых опросников в соционике и других типологиях личности // Психология обучения, № 1, 2023, С.104-117 URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po012023