Наталия Звонарёва и Роман Коваленко
Психософия
Психософия — концепция, описывающая представления человека о себе и следующие из них стратегии поведения
История психософии
Психософия (психе-йога, ПЙ, типология Афанасьева) была создана и описана А. Ю. Афанасьевым в его книге «Синтаксис любви. Прогноз парных отношений». Концепция, описанная в этой книге, основана на гипотезе разного распределения психической энергии в различных сферах жизнедеятельности человека. Книга содержит зачатки концептуальной структуры и описания всех типов личности.

На наш взгляд, автор уловил идею о том, что в супружеских отношениях наиболее ярко разворачиваются внутриличностные конфликты и травмы, что он и отразил в описаниях типов личности. В дальнейшем В. В. Саенко и А. В. Трехов доработали концепцию модели и четче описали параметры, на основе которых строятся описания в психософии.

Но эта типология в том виде, в котором она описана в вышеназванных работах, не является ни практически-применимым инструментом в работе психолога, ни, тем более, научным знанием. Описания типов, определения параметров типов носят умозрительный характер и зачастую противоречат современным концепциям психологии. Например, А. Ю. Афанасьев в своей работе в описаниях типов художественным языком раскрывал проявления психологических защит, внутриличностных конфликтов, но при этом утверждал, что типы врожденные. Тем не менее, мы считаем, что в идее этой типологической концепции есть зерно истины, и перспективы стать эффективным практическим инструментом.
Автор и создатель психософии Александр Юрьевич Афанасьев
Нами была проделана большая работа по корректировке определений параметров типологии Афанасьева, согласованию их с психоаналитической парадигмой и современными научными представлениями о психике. В своей работе мы обобщили данные, которые получили во время проведения терапевтических сессий с клиентами, консультаций по профориентации и исследованию личности. Также мы обосновали с позиции психоаналитической теории процесс формирования функций в типологии Афанасьева. Результаты этого научного исследования прошли двойное слепое рецензирование и опубликованы в научном журнале по психологии, входящем в перечень рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Научная парадигма
Как мы упомянули ранее, типологии Афанасьева — это типология, работающая в направлении психоанализа, т. е. в психоаналитической парадигме.

Психоанализ — это психологическая теория и основанные на ней методы работы. На основе психоанализа строятся все современные методы немедицинской психотерапии. Основателем этого направления является Зигмунд Фрейд, чьи работы потом развивали Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Жак Лакан, Франсуаза Дольто и другие.

В основе психоанализа лежит представление о структуре психики человека, состоящей из трех частей: сознательное, предсознательное и бессознательное. Эта структура описывает, как человек переживает различные жизненные события и усваивает опыт. Часть опыта усваивается и становится частью сознания, а часть опыта остается не пережитой и становится травмой, «проваливаясь» в бессознательное. Травмирующий опыт накапливается там и оказывает влияние на жизнь человека, отнимая у него психическую энергию (время, силы, нервы). Психика человека старается оградить его от этого болезненного опыта и включает различные защитные механизмы.

Психоаналитическое представление о структуре психики

Психологическая терапия в модальности психоанализа заключается в том, что человек осознает свои защиты и работает со своим травмирующим опытом, чтобы он не мешал ему достигать его целей и жить полноценной жизнью.

Типология Афанасьева не является заменой психологической терапии. Она не решит все ваши психологические проблемы и не даст вам ответов на вопрос: «Какое событие послужило их причиной?». Она лишь дает карту того, в каких сферах травмирующего опыта больше, а в каких меньше; также она может дать гипотезы о том, где искать причины психологических проблем.

Это помогает понять, почему мы не можем реализовать свои те или иные способности, почему нам какая-то деятельность интересна, а другая отталкивает. Причиной этого является детский опыт, полученный в результате родительского воспитания и столкновения желаний ребенка с внешним миром. На их основе в детстве у человека формируются основные психологические защиты, которыми психика защищает ребенка от болезненных переживаний и внутренних конфликтов. Эти защиты потом определяют социальные роли, которые человек хочет и готов на себя брать, а также его интересы и амбиции.

В результате с помощью типологии Афанасьева можно проанализировать сферы и направления, где человеку проще реализовать себя, а где внутренние зажимы и комплексы мешают самореализации. Это дает многим людям понимание того, почему они не в полной мере могут найти себя и раскрыть свои задатки способностей.
Что изучает типология Афанасьева?
Типология Афанасьева исследует и описывает представления человека о себе. Эти представления формируются в детстве (в период 2,5−7 лет) под влиянием родительского воспитания и их отношения к ребенку. Ребенок познает себя по отклику и отношению родителей к нему. И исходя из ежедневно повторяющихся действий и поведения родителей у него формируется представление о себе и стратегии поведения, которые помогают ему приспособиться к родителям.

В дальнейшем сформированные представления о себе будут влиять на выбор интересов, друзей, будущей профессии, и те социальные роли, которые человек склонен занимать, а каких склонен избегать.

Сформированные представления о себе и следующие из них стратегии поведения с течением времени кардинально не меняются. Но в результате личностного роста или психотерапии человек может научиться принимать себя, более эффективно управлять этими стратегиями, а также достичь состояния, когда эти стратегии не мешают ему достигать своих целей.

Поэтому знание типологии Афанасьева помогает нам прогнозировать стратегии поведения человека в той или сфере, а также какие обязанности он будет стремиться взять на себя, а каких обязанностей он будет избегать.
Сферы реализации
Типология Афанасьева выделяет 4 основные сферы реализации человека, называемые в оригинале аспектами. Ниже мы приводим наполнение каждой из четырех сфер, а также традиционные названия, принятые в типологии Афанасьева.
Сфера ресурсов или аспект «Физика». Ядром этой сферы являются процессы добычи и удержания ресурсов человеком. На представление человека о себе в этой сфере оказывает влияние отношение родителей к ресурсам (жилплощадь, вещи, еда) — насколько родитель позволяет ребенку присваивать ресурсы в собственность и самостоятельно распоряжаться ими. Полученное в результате контакта с родителями представление о своих способностях в сфере ресурсов проявляется в следующих сферах жизни: сфера физического труда, спорта, отношение к материальному благосостоянию, работа с материальными объектами (кулинария, сестринское дело, плотницкое дело, рукоделие и т. д.), а также сфера контакта с природой и физического отдыха.

Сфера познания или аспект «Логика». Ядром этой сферы являются процессы удовлетворения интереса к познанию и усвоение знаний. Формирование представлений ребенка о себе в этой сфере происходит как результат уровня вовлеченности родителя в процесс познания ребенком окружающего мира. Полученный в детстве опыт по аспекту логика в дальнейшем проявляется в сфере интеллектуального труда, образовании, преподавании, научной деятельности, интеллектуальных играх и интеллектуальных дискуссиях.

Сфера общения или аспект «Эмоция». Ядром этой сферы являются процессы установления контакта с другим человеком и его удержание. Представления ребенка о себе в этой сфере формируется под влиянием эмоциональной вовлеченности и чуткость родителей в отношениях с ребенком. В дальнейшем эти представления влияют на жизнь человека в сферах развлечений, психологии, а также на установление и поддержание социальных связей и отношений (дружеские, рабочие, семейные, романтические и т. д.).
Сфера власти или аспект «Воля». Ядром этой сферы является процессы осознания своей независимости и её удержание (неподчинение). Представления человека в этой сфере формируется под воздействием распределения власти внутри семьи — насколько один из родителей доминировал над другим и детьми в плане принятия решений. В дальнейшем представления человека в этой сфере влияют на его реализацию во власти, политике, личной независимости, отношению к славе и карьерному росту, а также отражает лидерские функции человека.
Часто в различных коллективах распределение ролей происходит именно по этому принципу, в т. ч. теория командных ролей Белбина описывает именно такое деление, только с большей градацией внутри каждой сферы. Такое деление находит свое отражение в культуре, где социальные роли героев носят гипертрофированно-раздутый характер.

Пингвины из Мадагаскара, черепашки ниндзя и мушкетеры наглядно демонстрируют распределение социальных ролей в команде по 4-м сферам

Представления человека о себе
Представления человека о себе описываются 3-мя параметрами. Два из них являются основными, формируемыми в детстве, а третий параметр — является балансирующим, т. е. сглаживает проявления первых двух.

На пересечении этих трех параметров выделяют 4 приоритета (функции). Таким образом, у человека можно выделить более приоритетные и менее приоритетные сферы реализации. Порядок сфер реализации по приоритетам и называется ПЙ-типом (от психе-йога). Например, тип ВЛЭФ говорит о том, что для человека с этим типом сферы власти и интеллектуального труда в разы интереснее, чем общение с людьми и ручной труд.
Психическая энергия
Параметр психической энергии оценивает представление человека о своем могуществе или ничтожестве в сфере. Выделяют два полюса, которые называются «высокие / низкие».

Низкие приоритеты — это сферы, где человек имеет представление о своей ничтожности. Это связано с бóльшим количеством внутриличностных конфликтов, травм и комплексов. Человек, сталкиваясь с такой сферой реализации, будет чаще встречать сопротивления и срабатывание психологических защит, которые будут стремиться оградить его от негативных эмоций и чувств, связанных с этой сферой, т.к. они будут напоминать ему травмирующий опыт прошлого. Поэтому людям тяжело дается работа в этих сферах без психотерапевтической работы по проработке внутренних конфликтов и травм.

Высокие приоритеты — это сферы, где человек имеет представление о своем могуществе. Это связано с меньшим, чем в низких приоритетах, количеством внутриличностных конфликтов, травм и комплексов. У него есть опыт и ощущения удовольствия от реализации в сфере. Поэтому человеку гораздо проще реализовать себя в этих сферах, т.к. он встречает в них меньше собственных психологических защит и ему хватает энергии не только на преодоление сопротивлений, но и на реализацию.
Желания
Параметр желаний показывает отношение человека к своим возможностям. Выделяют два полюса, которые называются «принципиальные (доминирующие) / непринципиальные (подстраивающиеся)».

Принципиальные (доминирующие) приоритеты — это сферы, где человек имеет преувеличенно-высокое мнение человека о себе и своих достоинствах, так как он уверен в своем превосходстве над другими. Это связано с тем, что, будучи ребенком, его реализацию по-особому выделяли в этих сферах. Это могли быть как одобрительное и неодобрительное выделения, однако сам факт, что родитель по-особому на это реагирует и формирует несколько преувеличенное мнение о себе.

Непринципиальные (подстраивающиеся) приоритеты — это сферы, где человек имеет самокритичное мнение о себе и своих достоинствах. Впоследствии он себя и свои желания рассматривает на равных с другими людьми. Поскольку взрослые не так ярко, в сравнении с принципиальными сферами, акцентировали внимание на реализации ребенка в сфере, то он не склонен подтверждать свое превосходство.
Как достичь баланса?
Как мы говорили ранее два предыдущих параметра можно балансировать третьим — стратегией разрешения внутренних конфликтов. Выделяют два полюса, которые называются «результативные / процессионные».

Внутриличностный конфликт — это состояние человека, в котором у него имеются противоречивые мотивы, цели, желания, с которыми в данный момент он не может справиться. Внутренние конфликты зачастую не остаются только внутренними и человек проецирует их во внешний мир, разыгрывая свой внутренний конфликт с окружающими себя людьми.
Высокий и принципиальный приоритет, а также низкий и непринципиальный приоритет практически не создают противоречий, потому что желания человека согласуются с его представлениями о себе, поэтому человеку проще решить внутренний конфликт. Эти приоритеты называются результативными.

Результативные приоритеты — это сферы, где человек придерживается непоколебимости в принятии решений. У него реже создаются противоречивые желания и мотивы, а если и создаются, то человек быстро их разрешает, без внутренних сомнений.
Высокий и непринципиальный приоритет, а также низкий и принципиальный приоритет чаще создают внутриличностные конфликты, потому что желания человека расходятся с представлениями о себе, поэтому они порождают борьбу желаний и психической энергии на их удовлетворение. Человеку сложнее разрешить конфликт, поэтому он начинает испытывать сомнение, внутриличностную борьбу мотивов. Эти приоритеты называются процессионными.

Процессионные приоритеты — это сферы, где человека захлестывают внутриличностные метания и колебания. Ему тяжело придерживаться принятого решения из-за сомнений, и он пытается найти опору во внешнем мире, пытается согласовать свои желания и решения в сфере с другими людьми.
Приоритеты и жизненные стратегии
1 приоритет
много энергии и желаний; бескомпромиссность
Данная функция является для человека самой важной в списке его приоритетов. По ней человек абсолютно уверен в своих желаниях, у него есть энергия на их достижение и, как следствие, у человека не возникает внутриличностного конфликта. Волевые акты в сфере первой функции проходят максимально быстро по принципу: захотел = сделал. Для человека жизненно важна реализация своей первой функции в обществе. Если он не может реализовать её в социум, то он может впасть в апатию, депрессию и другие негативные психические состояния. Поэтому крайне важно реализовывать себя по первой функции либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

Зачастую человек по первому приоритету проецирует свою бескомпромиссность на окружающих людей и это выглядит достаточно безжалостно, нетерпимо к чужим травмам и метаниям. Например, от первой функции часто можно услышать фразы: «Если ты еще ничего не сделал, значит ты не особо то и хотел» или «А что сложного — пойди и сделай». Поэтому по первой функции и создается образ диктатора или царя.
2 приоритет
энергии больше, чем желаний; компромиссы
Эта функция является для человека второй по интересу. Часто люди выбирают по второй функции себе хобби, работу, интересы. Здесь нет больших амбиций или преувеличенного самомнения. Наоборот, по второй функции человек часто склонен принижать свои реальные успехи и навыки. По второй функции человек реализует свои желания, может помогать другим реализовывать их желания, легко идет на компромиссы. Рассмотрение чужих желаний на равных со своими делает человека терпимым и уважительным к чужим «тараканам», травмам и комплексам в сфере второй функции.

Зачастую по второй функции человеку не хватает инициативности, собственных желаний, поэтому ему нужен кто-то еще, чтобы заниматься чем-то вместе: вместе готовить (Физика), вместе учиться (Логика), вместе делить ответственность (Воля) или вместе дружить с кем-то (Эмоция). Волевые акты здесь носят сложный характер, т.к. человек много времени тратит на борьбу мотивов. Человек не может выбрать как же поступить: как хочет он, как хотят другие, что-то среднее. И зачастую для выбора он втягивает других людей в обсуждение с целью поиска компромиссного решения, которое устроит всех. Поэтому по второй функции создается образ терапевта, который выслушает и постарается хоть как-то помочь.
3 приоритет
желаний больше, чем энергии; метания
Это функция постоянного внутреннего конфликта, т.к. преувеличенное самомнение в ней соседствует с ощущением собственной ничтожности. Это порождает множество амбиций, при отсутствии уверенности в себе. Человек зачастую не может реализовать свои желания по третьей функции. Потому что сталкиваясь с ними в реальности или собственных мыслях, он ассоциативно вспоминает весь болезненный опыт, полученный в этой сфере в детстве. Как результат, его психика старается защитить человека от столкновения с болезненным опытом. Начинаются различные сопротивления: нападает лень, куда-то уходят силы, сразу появляются более важные дела и человек бросает реализацию своего желания. Но внутри желание все еще остается. Следовательно, к людям, которые достигают желаний в этой сфере, возникает зависть, которая порождает негативные эмоции: злость, гнев, ненависть, пассивная агрессия. Психика защищает человека от соприкосновения с внутренней болью и поэтому человек проецирует на других чувства, которые он испытывает к себе из-за собственного бессилия.

По третьей функции человек склонен впадать в детские состояния, например, ждать пока другие люди догадаются о его желаниях и помогут ему, подобно тому, как мама заботится о своем ребенке и его потребностях. Это лишь одно из множества возможных проявлений защитных реакций третьей функции. Третья функция самая разнообразная в своих проявлениях, т.к. здесь наибольшее количество возможных психологических защит: проекция, обесценивание, рационализация, регрессия, отрицание, замещение, бегство, диссоциация, дефлексия, эготизм, компенсация и т. д.

Люди склонны скрывать свою третью функцию не только от других людей, т.к. показать свою слабость может быть стыдно, но и от самих себя, т.к. им сложно признаться себе в собственной слабости. Поэтому наибольшее количество ошибок в самотипировании по типологии Афанасьева именно по третьей функции. Люди при самодиагностике пытаются либо выпячить её на первое место (самое важное в жизни, и не трогай меня тут), либо на второе (в целом, не все так плохо, и я более менее справляюсь при помощи других людей), либо на последнее место (для меня это СОВСЕМ не важно, повторяюсь — СОВСЕМ!!!). Но это тоже еще несколько вариантов того, как психика человека неосознанно ограждает его от болезненных чувств.
4 приоритет
нет ни энергии, ни желаний; приспособление
Четвертую функцию традиционно принято называть «пустячок». Но это не совсем так. Эта наиболее проблемная и самая болезненная функция. Именно здесь находятся самые ключевые травмы и комплексы, самое страшное из нашего детства. Они настолько болезненны, что наша психика, с целью защиты, спрятала их настолько глубоко, что и следов от них осталось очень мало. Происходит вытеснение этих чувств, событий, и всего, что с ними связано, глубоко в бессознательное. Как результат — человек может даже не помнить, что с ним происходило по четвертой функции, что доставляло боль. Ему кажется, что тут никогда ничего не было, но где-то глубоко в бессознательном спрятано большое нечто.

Самостоятельная работа дается тут с большим трудом, т.к. тяжелый груз бессознательного сразу лишает человека и сил, и желаний, как только он начинает что-то делать в этой сфере или думать об этих действиях. Руки опускаются и ничего делать уже не хочется. В результате человек махает на все рукой и пускает на самотек. Здесь зачастую нет даже надежды, что кто-то придет и все сделает за него. Поэтому по четвертой функции не сопротивляются желаниям других людей, т.к. все как-то само сделается. Но не стоит путать эти внешние проявления с истинным желанием человека. Потому что подобные внешние проявления говорят о глубокой подавленной травме и том, что человек нуждается в помощи.
1
Звонарёва Н.А., Коваленко Р. К. Исследование влияния представлений человека о себе на его интересы и реализацию в различных сферах // Russian Journal of Education and Psychology. — 2022. Т.13. № 1. — С. 113−138. DOI: 10.12 731/2658−4034−2022−13−1-113−138 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/112/57