Роман Коваленко и Наталия Звонарёва
Мышление
психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира
В психологии существует множество определений понятия «мышление»:
  • высшая ступень человеческого познания;
  • процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений;
  • то, что включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Мышление состоит из операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, обобщение.

До середины XX века психологи приравнивали мышление и логический интеллект. Следовательно, уровень мышления оценивался при помощи коэффициента интеллекта IQ. Первый тест на IQ появился в 1916 году, т. е. более 100 лет назад. С тех пор методы диагностики IQ менялись, но их суть оставалась прежней — интеллект определялся решением логических задач.
Результаты тестов IQ имеют нормальное распределение, т.е. большинство людей имеют средний уровень IQ.
Но в 1950 году американский психолог Джой Пол Гилфорд выдвинул концепцию двух типов мышления. Он выделил новый тип мышления — дивергентное мышление, а предыдущие представления психологов о мышлении назвал конвергентным мышлением. В дальнейшем Джой Гилфорд сосредоточился на исследовании различий между типами мышления и способах оценки креативности.

Под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое мышление, предполагающее одно единственное правильное решение проблемы. Конвергентное мышление в процессе анализа классифицирует факторы на существенные и несущественные, где вторые отбрасываются. Происходит процесс абстрагирования, т. е. отрыв её от контекста в теоретическую плоскость. Далее путем логических операций происходит поиск лучшего варианта решения проблемы с опорой на однозначные факты.

Выводы конвергентного мышления получаются абстрактными (оторванными от контекста) и однозначными, т.к. удовлетворяют формальной логике. Поэтому человечество научило искусственный интеллект конвергентному мышлению, т.к. эти процессы можно описать языком математики.

У людей с развитым конвергентным мышлением технический склад ума, поэтому они хорошо находят себя в профессиях, связанных с математикой и формальной логикой: инженеры, экономисты, программисты, юристы.
Любая задачка по физике — это тренировка конвергентного мышления. Например, в этой задаче объект рассматривается как материальная точка, катящаяся по наклонной поверхности. А что это за объект не важно: ребенок катящийся на санях с горки или это какой-то ящик. А какая мотивация у этого действия? Для физической задачи — это не важно. Поэтому физика легко дается людям с конвергентным мышлением.
Под дивергентным мышлением понимают мышление нелинейное, творческое, направленное на поиск разнообразных вариантов решений задачи. Дивергентное мышление в процессе анализа не отбрасывает несущественный контекст ситуации, а наоборот, учитывает его. Основной операцией дивергентного мышления является интерпретация. За счет разных интерпретаций контекста происходит генерация большого количества вариантов решения задачи.

Выводы дивергентного мышления получаются конкретными, т.к. привязаны к конкретной ситуации и её контексту, а также эти выводы субъективны, т.к. зависят от интерпретации человеком, который в этом процессе опирается на свой субъективный опыт.

Наиболее эффективно дивергентное мышление в ситуациях с высокой степенью неопределенности, например, при решении межличностных конфликтов. Конвергентное мышление в таких ситуациях будет опираться на факты, отбрасывая эмоции, чувства и мировоззренческие взгляды людей, как несущественный контекст. Дивергентное мышление, наоборот, будет учитывать этот контекст и найдет творческое компромиссное решение.

Поэтому люди с развитым дивергентным мышлением обладают гуманитарным складом ума и они отлично себя находят в профессиях: психология, маркетинг, социология, искусство.
Классическая задачка на дивергентное мышление. Она не имеет единственно правильного решения. Эта задача требует понимания и учета контекста ситуации: ценности человека, его чувства, эмоции и потребности в данный конкретный момент времени. От правильной интерпретации этой информации зависит успех в решении задачи.
Логика / этика
глубина конвергентного и дивергентного мышлений

Логиками в соционике называют людей с доминирующим конвергентным мышлением. Как следствие, логики имеют задатки к качественной обработке структур, схем, систем, логических зависимостей, методов и их параметров. Следствием этого является то, что логики предпочитают самые эффективные и экономичные методы, решения принимают на основе логического анализа и расчета. Эти выводы подкрепляются корреляциями полюса «логика» с коэффициентом систематизации SQ. Следовательно, логикам больше свойственны формализованный подход к принятию решений и выбору методов достижения целей, а в крайних случаях — механистичность поведения. Также логики имеют склонность к точным и техническим наукам: математике, программированию, инженерному делу. К логикам относятся типы: ИЛЭ; ЛИИ; СЛЭ; ЛСИ; ИЛИ; ЛИЭ; СЛИ; ЛСЭ.


Этиками в соционике называют людей с доминирующим дивергентным мышлением. Как результат — этики более творческие и креативные люди. При анализе ситуации они склонны учитывать весь контекст ситуации, в т. ч. настроения людей, их чувства, переживания, ценности, мотивы их поведения. Следовательно, этики лучше разбираются в чувствах и эмоциях людей, склонны учитывать их при принятии решений. Это подкрепляется корреляциями полюса «этика» с коэффициентом эмпатии EQ, а также шкалами эмоционального интеллекта по опроснику ЭмИн. Также этики имеют склонность к гуманитарным наукам: психология, искусство, творческие профессии. К этикам относятся типы: СЭИ; ЭСЭ; ИЭИ; ЭИЭ; СЭЭ; ЭСИ; ИЭЭ; ЭИИ.

Как бы нам не хотелось разрушить стереотип о логиках — технарях и этиках — гуманитариях, но повторяющиеся результаты исследований говорят об адекватности этих выводов. Признак логика / этика один из самых ярких в наблюдении невооруженным взглядом. Поэтому люди сами замечают различия и пользуются ими в жизни на бытовом уровне. За счет этого возникает ощущение стереотипизации явления, но этот стереотип достаточно близок к реальности.

Важно отметить, что школьная программа на территории стран бывшего СССР, которые так или иначе унаследовали советскую модель школьного обучения, направлена на развитие конвергентного мышления, а развитию дивергентного мышления уделяется очень мало времени.


Поэтому школьники с постсоветского пространства чаще выигрывают международные математические олимпиады, а программисты, физики и математики востребованы во всем мире. По идее литература и история должны развивать дивергентное мышление. Но часто вместо того, чтобы учитывать контекст и давать ему различные интерпретации, педагоги диктуют единственно-верную интерпретацию смысла истории или исторических событий. Это приводит к любопытным казусам, когда учитель «лучше знает», что имел в виду автор, чем сам автор. На практике дивергентное мышление с его разнообразием правильных мнений и трактовок не получает развитие, а наоборот, еще больше развивается конвергентное мышление.


Из-за этого часто люди со склонностями к дивергентному мышлению не могут полноценно развить его и быть конкурентоспособны на мировом рынке труда. Есть, конечно, самородки, с которыми родители занимаются развитием дивергентного мышления дома, или которые самостоятельно проявляют интерес к этому. Этот эффект откладывает отпечаток на общество в целом, и процессы, протекающие в нем. Например, средний уровень коэффициента эмпатичности в Великобритании, Канаде и Австралии составляет 42 балла, а средний уровень в России, Украине, Беларуси и Казахстане по разным исследованиям составляет 36−38 баллов.

Книги Джона Готтмана и Дэниэла Гоулмэна не только отлично обосновывают важность развития дивергентного мышления и эмоционального интеллекта, но и дают конкретные рекомендации и упражнения по развитию. Книга Дэниэла Гоулмэна больше направлена на личностное развитие, а книга Джона Готтмана и Джоан Деклер больше ориентирована на развитие этих качеств в ребенке и улучшение отношений в семье.
Конструктивизм / эмотивизм
вязкость дивергентного и конвергентного мышлений

Глубина понимания — это не единственный параметр для оценки типа мышления.


Также достаточно важным является параметр вязкости или дотошности, т. е. это стремление учесть как можно больше нюансов в своих выводах. Существует такой когнитивный эффект, как польза ограничения выбора. Согласно нему, увеличение количества рассматриваемых вариантов снижает скорость выбора и удовлетворенность результатом.


Дотошность мышления — это стремление к учету большего количества нюансов, т. е. человек при анализе стремится учитывать большое количество деталей. В этом определении ключевым словом является «стремится», т.к. стремление не всегда означает получение результата. Следовательно, с увеличением нюансов при анализе информации уменьшается скорость обработки и растет раздражительность.


Небрежность мышления — это стремление обходиться минимально необходимым количеством деталей и нюансов. А когда человек при анализе информации рассматривает мало нюансов, то повышается скорость обработки информации, и есть ощущение легкости получения результата, т. е. нет накапливающегося раздражения.


Конструктивистами в соционике называют людей, которые дотошны в дивергентном мышлении и небрежны в конвергентном мышлении. Они будут придирчивы к субъективным выводам, будут докапываться к деталям интерпретаций и ставить такие выводы под сомнение. На самостоятельные интерпретации у них уходит гораздо больше времени, а увеличивающиеся детали контекста вызывают раздражение, и еще больше замедляют их.


А, с другой стороны, к оперированию формальной логикой конструктивисты будут подходить легко. Их первый способ анализа — всегда формально-логический. Поэтому они склонны быстро выдавать четкие однозначные выводы о ситуации, которые оторваны от контекста. Но если они чуть глубже вникнут в ситуацию или если их глубже погрузить в контекст, т. е. заставить их развивать дивергентое мышление, то они повязнут, и их выводы уже будут не такими однозначными. Но так как разгон дотошного дивергентного мышления, вероятно, приведет к раздражению, то конструктивисты не охотно хотят углубляться в контекст, иногда обесценивая его важность. Тем самым, они защищают себя от неприятных чувств.


Конструктивисты часто могут выглядеть нетактично и обижать людей своими прямолинейными высказываниями, т.к. они сначала выдают формально-логические выводы, и лишь потом включают дивергентное мышление, учитывающее контекст. Развитая вязкость дивергентного мышления должна помогать людям быть более дотошными к чувствам, и служить стопором к необдуманным высказываниям и делать конструктивиста более осторожным в общении с людьми. Но на практике не все конструктивисты имеют развитую вязкость дивергентного мышления.

К конструктивистам относятся типы: ИЛЭ; ЭСЭ; СЛЭ; ЭИЭ; ИЛИ; ЭСИ; СЛИ; ЭИИ.

Пример быстроты небрежного конвергентного мышления при неразвитой дотошности дивергентного мышления
Эмотивистами в соционике называют людей, которые небрежны в дивергентном мышлении и дотошны в конвергентном мышлении. Эмотивисты дотошно придираются к формальной логике, употребляемым терминам, цифрам и их точности. При этом они сами не могут быстро выстраивать логические цепочки, т.к. им необходимо посидеть, взвесить все факты и цифры, и лишь потом сформировать логический вывод. Большое количество логических закономерностей и цифр вводит их в ступор. Им нужно время посидеть, и в своем ритме все изучить. Например, учитель математики выдает задачку с какими-то новыми нюансами. Конструктивисты решают задачку быстрее, а эмотивисты подвисают, пытаясь найти подвох, глубоко разобраться во всех тонкостях. Из-за того, что они проигрывают в скорости у эмотивистов может возникнуть ощущение, что у них нет способностей к математике и техническим наукам.

Но в рамках дивергентного мышления эмотивисты могут дать конструктивистам фору. Они быстро и небрежно работают с интерпретациями и субъективными выводами, не зацикливают на их точности. Как результат, эти люди более тактичны и вежливы в общении. Это позволяет им не провоцировать конфликты. Не стоит воспринимать эмотивистов, как мастеров дипломатии, потому что эмотивизм описывает не качество и глубину понимания отношений, а скорость и легкость управления отношениями. Многие эмотивисты используют лишь типовые шаблоны, выученные еще в детстве, а скорость и легкость их применения помогает им со стороны выглядеть душой компании и очень дипломатичным человеком.

К эмотивистам относятся типы: СЭИ; ЛИИ; ИЭИ; ЛСИ; СЭЭ; ЛИЭ; ИЭЭ; ЛСЭ.

Эмотивистам гораздо проще, чем конструктивистам, дается навык small talk. Конструктивисты часто обесценивают его, называя лицемерным и не искренним.
4 типа мышления
Как мы уже обсудили ранее, люди в быту невооруженным взглядом достаточно неплохо различают конвергентное и дивергентное мышление. А соционика описывает эти 2 типа мышления не одним, а двумя признаками. Поэтому у многих любителей соционики при типировании на глазок эти признаки слипаются в один суперпризнак. В обыденном понимании качество и скорость связаны друг с другом. Поэтому зачастую логики-конструктивисты оцениваются такими социониками как однозначные логики, этики-эмотивисты как однозначные этики. Этики-конструктивисты и логики-эмотивисты попадают в серую зону, где принадлежность к признаку будет описываться субъективными ощущениями типировщика. Поэтому важно проводить диагностику типа личности по стандартизированным психометрическим методикам у специалистов.

Давайте посмотрим, как совмещаются два свойства мышления вместе, и получим 4 типа мышления: обоснованный, прямолинейный, персоналистический и дипломатический. В некоторых соционических источниках их иногда называют стилями жизни и приравнивают к мастям карт Таро, что не имеет под собой ни образной ассоциации, ни научного обоснования.
Схема, наглядно иллюстрирующая, противоположность двух типов мышления
  • Прямолинейный тип мышления (логики-конструктивисты). Это мастера формальной логики. Они быстро оперируют ей, лихо заваливают собеседника наспех слепленными логическими конструктами. Если их логическая конструкция начинает шататься, то они также быстро вводят в нее костыли. Для них логические задачки — это игра и тренировка, поэтому они часто любят головоломки, в т. ч. на скорость. В школе эти дети на уроках математики решают все быстрее всех, а потом просят или задачку посложнее, или занимаются своими делами. В общении с людьми им тяжело быть тактичными, зачастую они слишком прямолинейны, могут ранить и задевать других людей своими словами. Но при адекватном развитии конструктивизма у них есть понимание своей этической уязвимости, что приводит к осторожности в общении и позиции: «Лучше промолчать, чем сказать лишнего». В крайних случаях это люди, которые открыто грубят, хамят окружающим и обесценивают их чувства. К прямолинейным относятся типы: ИЛЭ; СЛЭ; ИЛИ; СЛИ.
Мем "честный психолог" очень ярко иллюстрирует недостатки прямолинейного типа мышления
  • Обоснованный тип мышления (логики-эмотивисты). У этих людей есть задатки способностей к логическому мышлению. Но их конвергентное мышление очень вязкое и долго разгоняется, а еще для них крайне важно учитывать все нюансы и детали. Поэтому зачастую для решения задачи им необходимо погрузиться в тему этой задачи, всесторонне без пробелов её изучить, и затем только на основе системного понимания темы решить конкретную задачу. Если у них есть пустоты в понимании темы, то им очень сложно делать выводы, пока они эти пустоты не закроют. Например, если ребенок с таким типом мышления пропустил какую-то тему по математике, то пока он в ней глубоко не разберется, он не сможет хорошо усваивать следующие темы. Поэтому несмотря на наличие задатков способностей к техническим дисциплинам, у людей этого типа мышления могут возникать сложности из-за пробелов в знаниях и слишком быстрого темпа обучения. Большинство жизненных задач, с которыми сталкиваются люди обоснованного типа мышления, они пытаются решить за счет быстрого, но небрежного дивергентного мышления. Например, с кем-то просто поговорить, извиниться, проявить ни к чему не обязывающую вежливость, поболтать на отвлеченные темы, т. е. проявить типовые шаблоны дивергентного мышления, для них иногда проще, чем глубоко погружаться в логику вещей. Но в силу неразвитости дивергентного мышления в обществе, эта черта не всегда бывает выраженной у людей этого типа мышления. В таком случае эти люди воспринимаются окружающими невероятно занудными и душными. К обоснованным относятся типы: ЛИИ; ЛСИ; ЛИЭ; ЛСЭ.
Достоинством людей с обоснованным типом мышления является их глубокое знание темы, но при отсутствии развитой небрежности и легкости дивергентного мышления это превратится в занудство. С таким человеком будет тяжело общаться и его экспертность не найдет спроса со стороны других людей.
  • Дипломатический тип мышления (этики-эмотивисты). Это мастера дипломатии и урегулирования конфликтов. Они быстро схватывают контекст ситуации и легко находят творческое решение, которое сглаживает острые углы. Со стороны иногда это выглядит манипуляциями эмоциями и отношениями, но тем не менее этим людям удается выйти из конфликтных ситуаций как будто «сухими из воды». Но формальная логика, правила, математические зависимости вызывают у этих людей затруднение. Они стремятся скрупулезно учитывать все нюансы, но их дивергентное мышление все время подкидывает им новые неформальные варианты решений задачи и формально-логическая цепочка где-то теряется. Эти дети имеют больше всех сложностей с математикой, физикой и программированием, решая эти трудности либо через хорошие отношения с учителем, либо с теми, кто хорошо решает эти задачки. К дипломатическим относятся типы: СЭИ; ИЭИ; СЭЭ; ИЭЭ.
Остап Бендер яркий пример дипломатического типа мышления. Он, элегантно манипулируя отношениями и чувствами, выкручивается из ситуаций. Но недостаток дотошности конвергентного мышления делает его схемы ненадежными и подверженными влиянию обстоятельств, из которых ему опять приходится дипломатично выкручиваться.
  • Персоналистический тип мышления (этики-конструктивисты). У этих людей развитое дивергентное мышление, но оно очень долго разгоняется. Они склонны глубоко закапываться в нюансы конкретной ситуации и конкретного человека, искать персональный подход к каждому, исходя из его контекста. Люди с персоналистическим типом личности глубоко изучают каждого человека: его ценности, взгляды, историю его семьи, его жизненный путь, и лишь потом дают оценку мотивам его поступков. Но зачастую такой подход сопровождается увеличением раздражения, поэтому часто люди этого типа мышления ограничиваются быстрыми типовыми формальными выводами. Это приводит к тому, что не разобравшись глубоко в контексте ситуации, они уже делают скоропалительные выводы о том, что и как надо делать. Это превращается в популизм и неглубокое погружение в тему. К персоналистическим относятся типы: ЭСЭ; ЭИЭ; ЭСИ; ЭИИ.
Когда у людей с персоналистическим типом мышления недостаточно развита дотошность дивергентного мышления, это приводит к быстрым непродуманным популистским выводам. Ярким примером такого эффекта являются цитаты В. В. Жириновского
Ярко-выраженный тип мышления — это уже не просто задаток способностей, а натренированная и подкрепленная опытом способность, которая помогает находить адекватные выходы из когнитивных диссонансов, связанных с обществом, государством, принципами и желаниями других людей. Если свойства, присущие вашему типу мышления гармонично развиты, то недостатки вашего типа мышления будут сбалансированы и прикрыты. Люди с невыраженным типом мышления чаще попадают в ситуации, вызываемые недостатками типа мышления. Поэтому если вы не узнали себя ни в одном типе мышления, то, вероятно, у вас очень яркие когнитивные установки и они доминируют над способностями.
Общий интеллект
В психологии часто оперируют понятием «общий уровень интеллекта». В некоторых научных и научпоп статьях его называют «фактор G». Часто его рассматривают как сумму различных видов интеллекта. С точки зрения соционики, общий интеллект можно рассмотреть как сумму способностей, т. е. сложить яркость полюсов признаков: «интуиция / сенсорика», «тактика / стратегия», «логика / этика» и «конструктивизм / эмотивизм».


Чтобы сделать подобное сложение, необходимо привести все признаки в единую систему измерений, например, в шкалу Z-оценок. Сделав эту операцию, можно воспользоваться формулой для расчета общего интеллекта Для этого необходимо сложить значения по модулю всех 4-х признаков, и получившуюся сумму умножить на коэффициент, показывающий уровень осознанности (рефлексии).

Уровень осознанности (рефлексии) соответствует нашему психическому развитию и коррелирует с психологическим возрастом, т. е. вашим положением на шкале личностных кризисов. В каждом кризисе человек сталкивается с различными аспектами своих повторяющихся психологических проблем в разном контексте. Опыт преодоления кризисов повышает уровень рефлексии, или, как в народе говорят — жизненную мудрость. Поэтому чем выше уровень осознанности, тем у человека больше опыта в преодолении собственных когнитивных диссонансов, т.к. он на более низких уровнях рефлексии уже получил опыт преодоления когнитивных диссонансов, а следовательно, у него уже есть накопленный опыт по гибкости. Для оценки уровня рефлексии можно воспользоваться возрастной психологией или моделью ТУАИ, которая систематизирует кризисы, описанные в возрастной психологии.
1

Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации // Психолог. — 2020. — № 3. — С. 118 — 130. DOI: 10.25 136/2409−8701.2020.3.32 751 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32 751

2

Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и фактором экстраверсия «большой пятерки» // Психология и Психотехника. — 2020. — № 2. — С. 84 — 93. DOI: 10.7256/2454−0722.2020.2.33 037 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33 037

3

Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. — 2021. — № 3. — С. 62 — 88. DOI: 10.25 136/2409−8701.2021.3.35 353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35 353

4

Канунников И.Н. Исследование взаимосвязи между типами мышления по Г. В. Резапкиной и типами личности по соционике и психософии // Психология, социология и педагогика. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/11/8702

5

Коваленко Р.К., Струтинский С. В., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и типами профессий по Холланду // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. № 5. — С. 86−108. DOI: 10.12 731/2658−4034−2021−12−5-86−107 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/5/6

6

Струтинский С.В., Коваленко Р. К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом личности оптанта и его склонностью к типу профессий по Е.А.Климову // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. № 6. — С. 136−157. DOI: 10.12 731/2658−4034−2021−12−6-136−157 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/6/7