Логиками в соционике называют людей с доминирующим конвергентным мышлением. Как следствие, логики имеют задатки к качественной обработке структур, схем, систем, логических зависимостей, методов и их параметров. Следствием этого является то, что логики предпочитают самые эффективные и экономичные методы, решения принимают на основе логического анализа и расчета. Эти выводы подкрепляются корреляциями полюса «логика» с коэффициентом систематизации SQ. Следовательно, логикам больше свойственны формализованный подход к принятию решений и выбору методов достижения целей, а в крайних случаях — механистичность поведения. Также логики имеют склонность к точным и техническим наукам: математике, программированию, инженерному делу. К логикам относятся типы: ИЛЭ; ЛИИ; СЛЭ; ЛСИ; ИЛИ; ЛИЭ; СЛИ; ЛСЭ.
Этиками в соционике называют людей с доминирующим дивергентным мышлением. Как результат — этики более творческие и креативные люди. При анализе ситуации они склонны учитывать весь контекст ситуации, в т. ч. настроения людей, их чувства, переживания, ценности, мотивы их поведения. Следовательно, этики лучше разбираются в чувствах и эмоциях людей, склонны учитывать их при принятии решений. Это подкрепляется корреляциями полюса «этика» с коэффициентом эмпатии EQ, а также шкалами эмоционального интеллекта по опроснику ЭмИн. Также этики имеют склонность к гуманитарным наукам: психология, искусство, творческие профессии. К этикам относятся типы: СЭИ; ЭСЭ; ИЭИ; ЭИЭ; СЭЭ; ЭСИ; ИЭЭ; ЭИИ.
Важно отметить, что школьная программа на территории стран бывшего СССР, которые так или иначе унаследовали советскую модель школьного обучения, направлена на развитие конвергентного мышления, а развитию дивергентного мышления уделяется очень мало времени.
Поэтому школьники с постсоветского пространства чаще выигрывают международные математические олимпиады, а программисты, физики и математики востребованы во всем мире. По идее литература и история должны развивать дивергентное мышление. Но часто вместо того, чтобы учитывать контекст и давать ему различные интерпретации, педагоги диктуют единственно-верную интерпретацию смысла истории или исторических событий. Это приводит к любопытным казусам, когда учитель «лучше знает», что имел в виду автор, чем сам автор. На практике дивергентное мышление с его разнообразием правильных мнений и трактовок не получает развитие, а наоборот, еще больше развивается конвергентное мышление.
Из-за этого часто люди со склонностями к дивергентному мышлению не могут полноценно развить его и быть конкурентоспособны на мировом рынке труда. Есть, конечно, самородки, с которыми родители занимаются развитием дивергентного мышления дома, или которые самостоятельно проявляют интерес к этому. Этот эффект откладывает отпечаток на общество в целом, и процессы, протекающие в нем. Например, средний уровень коэффициента эмпатичности в Великобритании, Канаде и Австралии составляет 42 балла, а средний уровень в России, Украине, Беларуси и Казахстане по разным исследованиям составляет 36−38 баллов.
Глубина понимания — это не единственный параметр для оценки типа мышления.
Также достаточно важным является параметр вязкости или дотошности, т. е. это стремление учесть как можно больше нюансов в своих выводах. Существует такой когнитивный эффект, как польза ограничения выбора. Согласно нему, увеличение количества рассматриваемых вариантов снижает скорость выбора и удовлетворенность результатом.
Дотошность мышления — это стремление к учету большего количества нюансов, т. е. человек при анализе стремится учитывать большое количество деталей. В этом определении ключевым словом является «стремится», т.к. стремление не всегда означает получение результата. Следовательно, с увеличением нюансов при анализе информации уменьшается скорость обработки и растет раздражительность.
Небрежность мышления — это стремление обходиться минимально необходимым количеством деталей и нюансов. А когда человек при анализе информации рассматривает мало нюансов, то повышается скорость обработки информации, и есть ощущение легкости получения результата, т. е. нет накапливающегося раздражения.
Конструктивистами в соционике называют людей, которые дотошны в дивергентном мышлении и небрежны в конвергентном мышлении. Они будут придирчивы к субъективным выводам, будут докапываться к деталям интерпретаций и ставить такие выводы под сомнение. На самостоятельные интерпретации у них уходит гораздо больше времени, а увеличивающиеся детали контекста вызывают раздражение, и еще больше замедляют их.
А, с другой стороны, к оперированию формальной логикой конструктивисты будут подходить легко. Их первый способ анализа — всегда формально-логический. Поэтому они склонны быстро выдавать четкие однозначные выводы о ситуации, которые оторваны от контекста. Но если они чуть глубже вникнут в ситуацию или если их глубже погрузить в контекст, т. е. заставить их развивать дивергентое мышление, то они повязнут, и их выводы уже будут не такими однозначными. Но так как разгон дотошного дивергентного мышления, вероятно, приведет к раздражению, то конструктивисты не охотно хотят углубляться в контекст, иногда обесценивая его важность. Тем самым, они защищают себя от неприятных чувств.
Конструктивисты часто могут выглядеть нетактично и обижать людей своими прямолинейными высказываниями, т.к. они сначала выдают формально-логические выводы, и лишь потом включают дивергентное мышление, учитывающее контекст. Развитая вязкость дивергентного мышления должна помогать людям быть более дотошными к чувствам, и служить стопором к необдуманным высказываниям и делать конструктивиста более осторожным в общении с людьми. Но на практике не все конструктивисты имеют развитую вязкость дивергентного мышления.
К конструктивистам относятся типы: ИЛЭ; ЭСЭ; СЛЭ; ЭИЭ; ИЛИ; ЭСИ; СЛИ; ЭИИ.
Но в рамках дивергентного мышления эмотивисты могут дать конструктивистам фору. Они быстро и небрежно работают с интерпретациями и субъективными выводами, не зацикливают на их точности. Как результат, эти люди более тактичны и вежливы в общении. Это позволяет им не провоцировать конфликты. Не стоит воспринимать эмотивистов, как мастеров дипломатии, потому что эмотивизм описывает не качество и глубину понимания отношений, а скорость и легкость управления отношениями. Многие эмотивисты используют лишь типовые шаблоны, выученные еще в детстве, а скорость и легкость их применения помогает им со стороны выглядеть душой компании и очень дипломатичным человеком.
К эмотивистам относятся типы: СЭИ; ЛИИ; ИЭИ; ЛСИ; СЭЭ; ЛИЭ; ИЭЭ; ЛСЭ.
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации // Психолог. — 2020. — № 3. — С. 118 — 130. DOI: 10.25 136/2409−8701.2020.3.32 751 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32 751
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и фактором экстраверсия «большой пятерки» // Психология и Психотехника. — 2020. — № 2. — С. 84 — 93. DOI: 10.7256/2454−0722.2020.2.33 037 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33 037
Коваленко Р.К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. — 2021. — № 3. — С. 62 — 88. DOI: 10.25 136/2409−8701.2021.3.35 353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35 353
Канунников И.Н. Исследование взаимосвязи между типами мышления по Г. В. Резапкиной и типами личности по соционике и психософии // Психология, социология и педагогика. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/11/8702
Коваленко Р.К., Струтинский С. В., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и типами профессий по Холланду // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. № 5. — С. 86−108. DOI: 10.12 731/2658−4034−2021−12−5-86−107 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/5/6
Струтинский С.В., Коваленко Р. К., Звонарёва Н. А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом личности оптанта и его склонностью к типу профессий по Е.А.Климову // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. № 6. — С. 136−157. DOI: 10.12 731/2658−4034−2021−12−6-136−157 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/6/7